Рукотворное Чудо (тюбетейка и калфак) Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта:Бондаренко Л.Д.
Цель работы – изучить историю происхождение названия тюбетейки, узнать о разновидностях головного убора тюбетейки и калфака, выяснить значение узоров и цветовой гаммы, познакомиться с технологией пошива тюбетейки.Для достижения цели поставлены следующие задачи: Определить источники информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка».2. Изучить историю создания национальных головных уборов. 3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки.
Тюбетейка тат. Түбәтәй, каз. Топы или Тақия, туркм. Tahya, уйг. Dopa — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называется такыя.
Узбекская тюбетейка - дуппи или калпок.Казахская тюбетейка – топыТатарская тюбетейка - каляпуш.Туркменская тюбетейка – тахья.Таджикская тюбетейка – куляб.
Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.
Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские;формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики..
Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшләпә), матерчатые и меховые шапки (бүрек).
Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. У замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки.
С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфачки носились под платком или шалью. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Очень полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.
Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза. Волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетияРастительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы.
Цвет головного убора всегда имел большое значение. Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.
Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу.
Один из самых древних симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».
Вышивают тюбетейки шелком, золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом.Для вышивки нити окрашивали в разные цвета. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго.
Вышиванием занимались самые одаренные художницы каламкаш или чизмакаш.Расшивают цветочными мотивами: цветами ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони. А среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.
Вывод.Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других религий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.