МБОУ « ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» Сургутский район, Тюменской области Мастер класс «Кусудама» -волшебный шар (оригами) автор разработки:Муфлиева Лидия Илларионовна, учитель технологии
Расскажи мне – и я услышу, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому –И я пойму! Японская пословица.Цель занятия:Познакомиться с искусством «Кусудама», узнать о ее волшебных свойствах, значении. Задачи:Научиться складывать классическую модель кусудамы «колокольчики», работать со схемами, пользоваться условными знаками, принятыми в оригами.Активизировать познавательные и мыслительные процессы в творческой плодотворной работе.
ОригамиСлово «оригами» означает «сложенная бумага», в японском языке его пишут с помощью двух иероглифов: «ори» – сложенный и «ками» - бумага. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.
оригами
«Кусудама» (яп. 薬玉, можно перевести, как «лечебный шар», так как это слово состоит из двух слов: «кусури» – лекарство и «тама» – шар. Кусудама — камфарный шар, аромат которого обладает лечебными свойствами. «Кусудама» - это вид объемного оригами и родственное модульному оригами.
Кусудама «Колоколькчики» Эту красивую и простую модель в Японии очень часто собирают в дни праздников и украшают ими свой интерьер. Автор модели — Mio Tsugawa. Этот вариант декоративного шара собирается из шестидесяти модулей. Все модули для сборки должны быть одинаковыми. В процессе сборки они группируются по 5 штук в «соцветие» (12 цветочков).
Кусудама «Колоколькчики» Для работы понадобятся:60 одинаковых квадратов бумаги, клей ПВА(М),- шнурок или веревочка,- бусинки для украшения.
Пошаговое изготовление I. Модуль кусудамы “Колокольчики”1.Расположите квадрат «ромбом» (углом кверху). Поднимите нижний угол, совмещая его с верхним углом (согните по диагонали)Базовая форма «треугольник»
2. Подогните оба нижних угла к верхнему углу - вершине, совмещая с ним нижние уголки.
3-4. Отогните правый и левый треугольники так, чтобы линия сгиба делила угол пополам.
5.Раскрываем маленькие треугольники по высоте. Сначала один, затем другой.6. После этого отгибаем торчащие кончики треугольников. Можно согнутые кончики заправить внутрь или на себя.
9-10. Сгибаем треугольники еще раз во внутрь уже по намеченным сгибам.
11. Сгибаем получившийся модуль-лепесток «кулечком», промазываем клеем и склеиваем по внутренним сторонам.
II. Сборка соцветия. 12.Из модулей-лепестков собираем соцветие.
Вариант сборки модуля-лепестка без клея: - уголки вкладываются в «кармашки» на другой сторонеи хорошо прижимаются,закрепляя «замочек».
III.Сборка шара кусудамыИз соцветий собираем и склеиваем всю кусудаму.
Варианты оформления кусудамыЭти работы мы сделали сами, а это «подсмотрели» в интернете
Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом мира стал белый журавлик,Символом счастья – бумажный кораблик.Сказочных бабочек, розовых зайцевВыполнить можно при помощи пальцев.Я предлагаю попробовать с вамиВыучить технику «оригами».
Источники информацииviki.rdf.ruhttp://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850http://www.womenpretty.ru/kusudama-kolokolchik.htmlhttp://origami-school.narod.ru/page_06.htmАртемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г. Банк оригами – искусство складывания денег, «Центральный банк России» Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М., 1999г. Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988 г.