Костюм Древнего мира История костюма и кроя 07060165 (052400) Дизайн (дизайн костюма) ИСМД, кафедра сервиса и моды Данилова Ольга Николаевна 900igr.net
Требования к знаниям, умениям и навыкам * В результате изучения теоретического курса и выполнения самостоятельной работы студент должен: развить аналитические и творческие способности на основе изучения видов формообразования и тектонических систем исторического и народного костюма различных стран и народов Древнего мира; получить навыки системного подхода к анализу роли костюма и орнамента в жизни общества; уметь анализировать причины появления различных видов композиционного решения костюма на основе комплексного изучения конструктивно-технологических и декоративных особенностей исторического костюма; знать специальную терминологию костюма.
Источники Изучение видов формообразования и тектонических систем костюма Древнего мира * Наиболее достоверными материалами являются подлинные предметы одежды в коллекциях музеев. Репродукции картин художников-современников и скульптурных изображений, созданных в период существования изучаемого художественного стиля, также служат основой учебного процесса. Художественные зарисовки, схемы кроя и фотоматериалы, опубликованные в специальной литературе, интернет-сайты могут использоваться в качестве дополнительной графической информации.
Материал для восстановления знаний Функции древней одежды * Древний человек использовал одежду как укрытие от непогоды, защиту от климатических воздействий – защитная функция. Для одежды использовались природные материалы. Первая одежда представляла собой шкуры животных, которыми покрывали или обертывали тело. Для изготовления текстильных материалов применяли волокна растительного происхождения. Одежда была органически связана с человеком, акцентировала отдельные части фигуры, символизировала определенные жизненные процессы, служила ритуальным объектом. Тектоническая система костюма Древнего мира – оболочка, подсистемы – простое обертывание, ниспадание, драпирование.
Ключевые понятия * Функции одежды; одеяние; габитус. Исторический костюм; образ человека. Схема кроя; развертка плечевой и поясной одежды. Художественный стиль.
Учебный материал Древний Египет Скульптурное изображение фараона: Головной убор клафт, оплечье ускх, передник схенти, золотые сандалии, браслеты, посох.
Древний Египет Каноническое изображение фигуры человека. Женский калазирис, парик, воротник ускх, браслеты. Мужская накидка синдон, воротник ускх, передник схенти.
Ассиро-Вавилония Жрец в образе крылатого божества. Фрагмент ассирийского рельефа. Лувр. Париж
Приобретенные знания * Древнюю одежду можно подразделить на три основных типа: нешитая (некроеная); шитая (типа туники-рубашки); комбинированная (подкроенная). Понятие «костюм» имеет значения художественного образа эпохи или периода (модный, стилевой),выражает индивидуальность (образ человека). В зависимости от региона и применяемых материалов одежду драпировали или обертывали вокруг тела. Из оболочки в виде целого полотнища выделился рукав, половинки штанов, затем лиф, юбка, различные детали.
Вопросы для самопроверки Костюм Древнего мира * Одежда Древнего Египта: Древнее, Среднее, Новое царство. Атрибуты власти. Прикладное искусство и орнамент Египта. Отличительные особенности ассиро-вавилонской одежды.
Задания для самопроверки Возникновение костюма и орнамента * Выполнить зарисовки одежды Древнего мира на фигуре человека, проанализировать тектонические системы. Установить цветовую символику костюма. Проанализировать знаковую функцию аксессуаров. Дать характеристику материалов для одежды.
Рекомендуемая литература * 1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995. – 256 с. 2. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.В. Козловой. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с. 3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. - М.: Искусство, 1982. 4. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М.: Аванта, 2002. - 479 с.: ил. 5. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности/ Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288 с.: ил.
* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.