Вещь и образ. История русского костюма Выставку подготовила библиотекарь отдела редких и ценных книг Сатиева Л. В. 900igr.net
Одежда – явление не повсеместное. Одежда не вызвана чувством стыда. Одежда вызвана эстетической потребностью человеческой души. Одежда как необходимость. Б.Ф. Адлер Адлер Б. Возникновение одежды : очерк. – СПб. : Художественная типо-литография А.К.Вейерман, 1903. – 84 с. : ил.
Настоящее издание кандидата искусствоведения М. Н. Мерцаловой предлагает читателю уникальное путешествие в мир истории костюма. Четырёхтомник «Костюм разных времён и народов» позволяет проследить историческую последовательность развития формы костюма от древности до конца XIX века, а также узнать о малоизвестных фактах возникновения того или иного предмета костюма. Мерцалова М. Н. История разных времён и народов : в 4-х т. – М. : Академия моды, 1995.
Истории многих народов и стран, их взаимное влияние друг на друга нашли своё отражение в истории костюма. «По одёжке встречают», – гласит русская пословица. Одежда всегда была самой яркой приметой сословной принадлежности человека. И не только одежда. В роскошно иллюстрированной книге представлены костюмы, головные уборы, обувь, украшения, аксессуары с древних времён до начала нашего столетия. Блейз А. История в костюмах. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 176 с. : ил. История костюма, составленная Наталией Будур. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 480 с. : ил. Вольфганг Б. История костюма от древности до Нового времени. – М. : ЭКСМО, 1996. – 464 с. : ил.
Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм – это красота покоя. В его статике отражена яркая приподнятость, чувство бодрости и здоровья. Билибин И.Я., художник Жив народ, и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к Богу. Протоиерей Алексий Аверьянов
На протяжении веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Крестьянин был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и то, что крестьянин лишь в крайнем случае отлучался из своего селения, дальние гости тоже были редки в деревне. Поэтому крестьянская одежда практически избежала внешних влияний. В ней выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – сама суть коренного русского человека. В силу своего положения именно крестьяне являлись хранителями национальных традиций в костюме. Даже после указа Петра I, обязавшего всё население, кроме крестьянства и духовенства, носить европейское платье, крестьяне продолжали носить народный костюм. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, сколько цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток – шёлковых, золотых и серебряных.
Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространённые элементы орнаментов – ромбы, косые кресты, восьмиугольные звёзды, розетки, ёлочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы : каталог / авт.-сост. А.А.Петрова. – М. : СЛОВО/ SLOVO, 2010. – 320 с. : ил. Одежда – «вторая кожа» человека, повседневная необходимость, произведение искусства, фотографический объект... Народный костюм – любопытнейший исторический феномен с оригинальной конструкцией и палитрой, реконструируемый и зафиксированный в миллионах фотографий. Этот проект – фотографический дайджест русского народного костюма : от этнографической фотографии до современного искусства.
Русская народная одежда : историко-этнографические очерки / отв.ред. В.А. Липинская. – М. : ИНДРИК, 2011. – 776 с. : ил. В книге представлено богатство и разнообразие русской народной одежды, созданной за многие века развития традиционной культуры. Прослежено её формирование в разных природных зонах России и в ходе культурного обмена с соседними народами. Рассмотрена роль одежды как одного из важнейших элементов материальной и духовной культуры, как знака этнической, сословной, социальной структуры общества. При единой основе народного костюма, ему присуща широкая вариативность в покрое отдельных предметов, в богатстве цветовой палитры, в самобытности декоративного оформления, позволяющих выразить специфичность традиций в регионах, их локальных группах и даже в отдельных населённых пунктах. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв. : опыт энциклопедии. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1995. – 383 с. : ил. Авторская энциклопедия Р. Кирсановой посвящена костюму как средству психологической характеристики в произведениях русской живописи и литературы 18–20 вв. Рассматривая особенности кроя, происхождение названия в русском языке, автор позволяет читателю приблизиться к пониманию сословных и культурных значений, которые приобретает одежда традиционная или заимствованная в контексте русской художественной культуры.
Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала ХХ века – ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях русского народа, о его понимании красоты. Разнообразие крестьянских нарядов, особенно женских, поразительно. За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда человек родом. Издание представляет собрание костюмов из Государственного исторического музея. Широкая коллекция русского костюма, цветные фото костюмов целиком и отдельных деталей, с фотографиями элементов народного быта и подробным каталогом вещей. Это лучший из альбомов по народному костюму. Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М. : Советская Россия, 1989. – 312 с. : ил. Повседневная одежда крестьянок Праздничная одежда крестьянок
Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР : альбом. / авт.-сост. Л. Н. Молотова. – Л. : Художник РСФСР, 1984. – 224 с. : ил. Альбом, построенный на обширном и уникальном материале из коллекции Государственного музея этнографии народов СССР, знакомит с богатством и разнообразием форм русской народной одежды, бытовавшей на территории России с конца XVIII века до наших дней. Авторы показывают самобытность композиционного решения крестьянского будничного и праздничного костюма, раскрывают своеобразие его декора, назначение отдельных частей ансамбля. В иллюстрациях представлены наиболее типичные и выразительные комплекты крестьянского костюма и его детали: головные уборы, украшения, обувь, а также уникальные этнографические фотографии.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. – М. : «Молодая гвардия», 1975. – 192 с. : ил. Автор в цикле новелл и очерков раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан костюм с природой и народными обычаями.
Костюм эпохи Московской Руси по своим формам гораздо разнообразнее, чем костюм домонгольского периода. Народный костюм изменился незначительно, но одежда высших классов – боярского и дворянского, а также посадских людей – сделались гораздо сложнее и разнообразнее. Классовое разделение стало проявляться также и в количестве одежды. Знатные люди надевали на себя одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии.
Русские люди, в течение долгого времени вынужденные защищать свою национальную самостоятельность, упорно держались старинных обычаев и костюмов. Эта склонность к традициям существовала на протяжении многих веков, ведь национальная одежда даёт человеку ощущение единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями. В книге представлены работы мастерской «Русские мастерицы», с 1991 года воссоздающей русскую народную одежду для современных ценителей национальных традиций. Это, в первую очередь, русские боярские костюмы, а также костюмы других сословий. Русский боярский костюм XXI века : каталог русских боярских костюмов в современном исполнении. – М. : Царский дом, 2011. – 112 с. : ил.
Книга посвящена истории костюма в России за период XV – начала XX века. Представлено большое количество фотографий реальной одежды прошлых веков из собрания Государственного исторического музея. В книге 3 раздела: - Древнерусская одежда и русский народный костюм XV – начала XX века - Городской костюм в России XVIII – начала XX века - Военный костюм в России XVIII – начала XX века Ефимова Л. В. Костюм в России XV – начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея. – М. : АРТ-Родник, 2000. – 232 с. : ил.
Настоящие издания целиком построены на материалах богатейшего собрания костюма, хранящегося в фондах отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Эта коллекция начала складываться в первые годы после Октябрьской революции. В настоящее время коллекция насчитывает более 1000 экземпляров, что является богатейшим собранием в мире. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. – Л. : Художник РСФСР, 1979. – 282 с. : ил. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века : альбом (на английском языке). – Л. : Аврора, 1983. – 320 с. : ил.
Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М. : Аванта +, 2002. – 480 с. : ил. Книга «Мода и стиль» рассказывает о неустанном человеческом поиске внешнего совершенства, отражающем искания духовные. Череда исторических обликов мужчин и женщин предстаёт перед читателем как смена художественных образов, воплотивших в костюме подлинный лик каждой эпохи. Вглядываясь в лица и одежды наших предков, мы лучше понимаем себя и своё место в единой, неразрывной цепи поколений. Книга адресована широкому кругу читателей – школьникам, студентам, преподавателям, а также всем, кто хочет научиться видеть красоту в окружающем мире и в самом себе, и не только видеть, но ещё и самому создавать её. Авторами являются известные искусствоведы, историки костюма, стилисты.
Щипакина А.А. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14. – М. : Слово / Slovo, 2009. – 392 с.: ил. «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14» – книга о моде в стране, которой больше нет. Книга о Доме, которого больше нет, о людях, создававших имидж советского гражданина, идеального представителя Страны Советов, «товарища». Эта книга для тех, кому есть, что вспомнить, и для тех, кому хочется узнать, что носили в стране, которой больше нет, как при тотальном дефиците умудрялись отлично выглядеть и удивлять заграницу, как творили и кроили в СССР.