Г. И. Чорос- Гуркин Г. И. Гуркин принес сибирякам Алтай таким, каким он был в его время, каким его никто и никогда не увидит: то, что сделал Гуркин, неповторимо ушло навсегда. И неповторима та особая атмосфера в жизни народа, в среде которой жил и творил Гуркин свои художественные образы, овеянные особой романтикой древних обычаев, легенд, сказок. После его работ Алтай стал своеобразной Меккой для молодых путешественников и особенно художников, увлеченных на Алтай образами своего счастливого предшественника, указавшего им путь в свою чудную страну". Н.Г.Котов МОУ «СОШ № 25» Руководитель Плотникова С.В. Бийск, 2008
Содержание: Жизненный путь Г. И. Гуркина; Творческий путь Г. И. Гуркина; Работы Г. И. Гуркина – художника; Литературные произведения Г. И. Гуркина; Источники.
Жизненный путь Г. И. Гуркина ..Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озера - это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор... Г. И. Чорос-Гуркин Биография 1870- 1937 гг
Детские и юношеские годы Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из сеока (рода) Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села. Затем Гуркин переезжает в село Паспаул и работает там учителем. Однако его все более влечет искусство. На Алтае единственным местом, где в то время Гуркин мог удовлетворить свое стремление, была большая иконописная мастерская в Бийске. Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов. После бесед с Анохиным, тогда учеником певческой капеллы в Петербурге, приехавшим на каникулы в Бийск, молодой алтаец решает ехать в столицу.
В Петербурге Около года готовится Гуркин к отъезду и осенью 1897 года вместе с Анохиным отправляется в Петербург. Зиму 1897/98 года Гуркин занимается в мастерской Шишкина. С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое. После смерти учителя Гуркин возвращается па Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую профессора А. А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской. Однако в Академии Гуркин появлялся редко и почти все время работал на родине самостоятельно. В декабре 1900 года он по состоянию здоровья уезжает на Алтай, где живет до 1901 года. Следующий год и половину 1903 года Гуркин работает в Петербурге, а к лету вновь уезжает на родину. Только в конце 1904 года Гуркин возвращается в Академию. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии художеств. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года и вплоть до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ в стипендии ставят Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину. Г. Гуркин. Уголок гостиной Шишкина
В Аносе (1905--1911) Обстановка, в которой работал молодой художник, поселившийся в это время вместе с семьей в селе Анос на берегу Катуни, обрисована в корреспонденции, напечатанной в 1905 году в газете "Сибирская жизнь". Заметка интересна также тем, что содержит описание некоторых его работ, которые до нас не дошли. Тут же дается словесный портрет Гуркина. Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири. Время это охватывает 1906- 1917 годы. Гуркин живет на Алтае, в основном в селе Анос, где вынужден заниматься хозяйством, что отнимает у него много времени. И все же в эти годы он много и упорно работает как живописец и рисовальщик. Дом художника в Аносе
Томские выставки художника Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая-в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске. Гуркин приобретает широкую известность в сибирских интеллигентских кругах. Крепнут связи Гуркина с учеными, писателями, художниками сибирской столицы, чей живой интерес и озабоченность судьбой малого парода совпадали с устремлениями алтайского просветителя. Гуркин был избран членом томского Общества любителей художеств. Его имя стало особо популярным в Сибири после персональной выставки, организованной томским Обществом любителей художеств в декабре 1907 - январе 1908 года. Успех окрылил живописца. Он с головой уходит в работу. В эти годы он много путешествует, собирает этнографический материал, принимает участие в сборе и издании народного эпоса. Афиша томской выставки 1908 года
Зрелость мастера Художник познакомился с природой Восточной Сибири, что нашло отражение в таких его произведениях, как "Дача Кускова", "Минусинские курганы", "Купальня озера Шира" (все 1910 г.) и другие. В 1910-х годах художник часто и подолгу бывает на южном Алтае, в стране "голубых гор", как называют эту часть горного Алтая. В письме Г. Н. Потанину Гуркин сам делился планами о том, что сначала устроит выставку в культурной столице Сибири Томске, затем в Красноярске, Иркутске, Минусинске, а если выставка привлечет к себе внимание, то через Японию в Америку и далее вокруг света. Творческим планам художника из-за начавшейся первой мировой войны не суждено было осуществиться, но в следующем 1915 году выставка в Томске состоялась. Народный дом в Барнауле, где в 1911 году проходила выставка Гуркина
Водоворот революции Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако Советская власть прочно установилась на Алтае не сразу. В период колчаковского режима Гуркин был дважды арестован колчаковцами и заключен в тюрьму города Бийска. После того, как он был выпущен из тюрьмы, художник решил покинуть Алтай. Барнаул встречает Красную Армию, 1919
Гуркин покидает Алтай В 1919 году он вместе с младшим сыном Василием по горным тропам уезжает в Монголию, а в 1920 году - в Туву. В Туве орудовали белогвардейские отряды. На борьбу с ними Минусинский Совет снарядил специальную экспедицию во главе с И. Н. Сафьяновым. С семьей Сафьяновых Гуркин очень сблизился. Им было выполнено несколько работ, подаренных впоследствии этой семье. Он знакомится с партизанами, активно участвовавшими в борьбе за Советскую власть: С. Квитнао и С. Кочетовым. Здесь же Гуркин познакомился с партизаном И. Антипиным, родом из Барнаула, которого за подвиги называли человеком-легендой. В тувинский период Гуркин принимал участие в работе геологической партии Академии наук СССР. По заданию начальника партии И. П. Рачковского он выполнил зарисовки почв, виды местностей и другие необходимые для работы экспедиции рисунки. Интересные материалы о жизни художника в Туве с 16 августа по октябрь 1924 года оставил его сын Василий. Г. Гуркин. Портрет Кочетова
И вновь на Родине В 1925 году художник возвращается на Алтай, годные места встретили Гуркина в новом обличье - Улала стала центром автономной области. Здесь была начата большая работа по ликвидации неграмотности, создавались условия для перехода к оседлой жизни. Быстро встал вопрос о строительстве новых зданий и монументов. В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке АХРР "Жизнь и быт пародов СССР" и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. Участие в обеих выставках сделало имя алтайского художника известным за пределами Сибири. В последующие годы Гуркин почти никуда не выезжает, в выставках принимает участие эпизодически, основным местом пребывания избирает Ойрот-Туру (ныне город Горно-Алтайск), позже-село Анос. К 1930-м годам у художника было огромное творческое наследие (одних рисунков более трех тысяч). Квартира его превратилась в своеобразный музей, гостеприимно открывавшийся для всех приезжих. Анос находился вблизи курорта Чемал, и к Гуркину приезжали писатели, художники, любители искусства. В такие дни Гуркин становился своеобразным гидом. Бывший сибиряк Н. Г. Котов, неоднократно приезжавший на Алтай, писал о популярности старейшего алтайского художника. Много времени отдает Гуркин просветительской и педагогической деятельности. В 1931 году он становится преподавателем художественной школы города Ойрот-Туры. Мысли об открытии школы для алтайцев встречались в его записях и в первые годы после революции. Более подробно цели и задачи специального учебного заведения он разрабатывал в 1920-е годы. Г. И. Гуркин умер в 1937 году.
Творческий путь Г. И. Гуркина Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса- Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника, я уж не знаю. А. В. Луначарский
Ученические годы Еще в миссионерской школе Гуркин в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски. Работая затем учителем в Паспауле, Гуркин копирует репродукции из журнала "Нива", начинает рисовать с натуры. Самостоятельные вещи молодой художник пробует писать уже в Бийске, когда он работал в мастерской Содотова. К самым ранним из известных картин Гуркина относится "Камлание. Ночь жертвы" (1895). Г. Гуркин. Камлание (Ночь жертвы)
В мастерской Шишкина В 1897 году Гуркин приезжает в Санкт- Петербург. Столица встретила приехавшего неприветливо: двери художественных мастерских и студий не открылись перед алтайским художником-самоучкой. Отчаявшись узнать что-либо определенное, Гуркин все же решил попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президента Академии художеств И. И. Толстого. Тут ему предложили показать работы И. И. Шишкину. При встрече с Шишкиным Гуркин услышал следующее: "Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно- приходите сюда и пишите со мной". Так решилась судьба алтайского художника. Он не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством И. И. Шишкина. Зиму 1897/98 года Гуркин занимается в мастерской Шишкина, где получает основные понятия о перспективе, композиции, светотени, технических приемах письма и рисунка. Г.Гуркин. Дорога в лесу
В Академии художеств В марте 1899 года художник снова в Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую профессора А. А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской. Однако в Академии Гуркин появлялся редко и почти все время работал на родине самостоятельно. После очередного приезда в Петербург в ноябре 1904 года Гуркину вместе с другим вольнослушателем мастерской А. А. Киселева К. Свищевским было разрешено советом профессоров представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. С первых лет учебы, сначала у Шишкина, потом в Академии, отчасти еще под влиянием И. И. Шишкина, Гуркин много рисует. На выставке Академии художеств 1900 года появляются несколько его работ, в том числе "Река Катунь" и "Озеро Тайменье". В 1902 году один из рисунков Гуркина был приобретен Академией художеств. В 1903 году Гуркин участвует сразу на двух выставках. На тридцать первой московской выставке передвижников он показал пять рисунков алтайского пейзажа. Для первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге Гуркин выполнил ряд графических листов ("Река Чулышман", "Дорога по реке Анос", "Глушь"). В журнале "Нива" появляются репродукции с его работ "Река Ул на Алтае", "Снежный обвал", "Юрта и летник па берегу реки Катуни". Вскоре он становится участником первой передвижной сибирской выставки, которая работала в Томске и других городах Сибири. Г. Гуркин. Оттепель. Река Катунь, 1902
Раннее творчество (1903-1908). Пейзаж Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири. Время это охватывает 1906- 1917 годы. В эти годы он много и упорно работает как живописец и рисовальщик. Результаты не замедлили сказаться. За десять с небольшим лет состоялось шесть персональных выставок Гуркина, широко ознакомивших сибиряков с его творчеством. Гуркин вырос приверженцем пейзажа-картины, где господствует документально-познавательное начало. Один из первых алтайцев, осознавший всю важность просвещения, он был увлечен возможностями искусства в изображении и познании природы. Уже в ранний период творчества определяется ведущий жанр его произведений - жанр пейзажа. Так, в "Аносинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906 г.), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е гг.) изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах. Здесь же применен такой композиционный прием, как срез мощных стволов сосен верхним краем картины. Он напоминает композиции И. И. Шишкина. В ряде полотен художника, особенно посвященных горным рекам, есть черты, сближающие его с Киселевым ("Катунь. Морозное утро" (1903). Однако вскоре у Гуркина появляются работы с чертами своеобразия. Таков этюд "Катунь весной" (1903). Г. Гуркин. Катунь весной, 1903
Раннее творчество (1903-1908). Графика Много работал художник и в графике. Это его подлинная творческая лаборатория. Среди множества рисунков Гуркина, выполненных обычно карандашом или пером, есть листы, представляющие собой самые первые его шаги в искусстве, и листы, раскрывающие замыслы, которые так и не были осуществлены в живописи. В графике алтайского художника очень непосредственно проявилась основная черта его творчества - готовность учиться у природы, наблюдать окружающее, фиксировать и осмысливать увиденное. Работы, созданные на основе наблюдений,- лучшее в графическом наследии Гуркина. Менее удавались ему образы фантастические. Рисунки художника, относящиеся еще к периоду ученичества, отличаются конкретностью изображения, интересом к деталям и тщательностью исполнения. Некоторые из них созданы под влиянием или непосредственно по мотивам рисунков и офортов И. И. Шишкина ("Лето", 1897; "Дорожка", 1898). В других рисунках этого периода видно стремление сделать лист маленькой картинкой («Лес»). Так в работах молодого художника с Алтая выполняются заветы Шишкина - "верность, сходство, портретность изображаемой природы". В "Юрте и летнике на берегу Катуни" (1902) ужо не таежная глухомань привлекает художника, а своеобразный предгорный пейзаж. После 1902 года в графике Гуркина все чаще начинает появляться изображение гор. В большом рисунке углем и соусом "Горный пейзаж" или в рисунке, послужившем эскизом к "Хан-Алтаю" (1905), явно воздействие па Гуркина его второго учителя А. А. Киселева. Хан-Алтай, 1905
Начало популярности. Сибирские выставки 1908-1915 гг. Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая- в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске. По откликам сибирских газет уже первая выставка 1908 года в Томске имела большой успех. Уже с первой выставки зритель уносил цельное впечатление, ощущение своеобразия алтайской природы с ее холодноватым колоритом, чистым и прозрачным горным воздухом. На ней экспонировалось триста восемь работ. Впервые было представлено его знаменитое полотно "Хан-Алтай". Большое место в экспозиции заняло изображение горных рек, особенно "неугомонной красавицы" Катуни. Неделя, когда экспонировались произведения художника, была названа "неделей Гуркина". Вторая персональная выставка Г. И. Гуркина открылась 3 марта 1910 года в Томске. На ней было представлено 242 работы. Лучшие среди них - "Озеро Тайменье", знаменитое произведение художника "Озеро горных духов" (обе 1910 г.) и "Озеро Каракол" (1915). В это время Гуркин начинает подготовку к выставкам в Бийске и Барнауле. В 1911 году в Барнауле в здании Народного дома открывается выставка его работ. Г. Гуркин. Афиша выставки 1908 года
"Хан-Алтай" и "Озеро горных духов" С ростом мастерства Гуркин обращается к передаче собирательного образа величественной природы Алтая, создает пейзажи-картины "Хан-Алтай" (1907), "Корона Катуни", "Озеро горных духов" (обе 1910 г.). Другая постоянная тема гуркинских поисков - тема горного озера. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года сам автор: Примечательно то новое, что появилось в живописном решении картин и этюдов Гуркина периода 1910-1917 годов: это солнечность в этюде "Папоротники у пруда" (1911), легкость и свобода письма в зимнем этюде "Юрта в саду художника" (1912). Характерна для этого времени и такая значительная работа, как "Алтай. Горная долина" (1909). Гуркин исходил горы Северного и Южного Алтая, Саяны. Из ежегодных путешествий привозились этюды и карандашные эскизы, зарисовки и наброски. Часть из них служила потом созданию живописных полотен, другая так и осталась в рисунках. Параллельно с работами над пейзажем Гуркин создает жанровые произведения. Это картины и этюды, посвященные быту алтайцев: повторная картина па сюжет "Камлания" (1908), этюд "Юрты" того же года и более поздние "Дворик", "Анос. Улица", "Портрет алтайской девушки" и другие. Г.Гуркин Хан- Алтай Г.Гуркин Озеро горных духов
Поиски Гуркина в графике в предреволюционные годы В графике стремление к законченности и "картинности" рисунка, свойственное Гуркину в молодости, постепенно сменяется умением в незначительной по размерам работе построить композицию, найти живописное светотеневое решение. Линия, абрис умело сочетаются с выразительностью пятна. К таким работам можно отнести перовые рисунки "Тайга" (1907), изящный набросок "Окно мастерской" (1907), "Сосна. Анос" (1908), свободные и естественные по композиции "Дача Кускова" (1910) и "Сибирская пасека" (1912). Путевые впечатления и встречи -- все получило отражение в рисунках-набросках Гуркина. В их числе есть и портреты Среди натурных зарисовок Гуркина очень много листов этнографического характера. Помимо этого, Гуркин сам знал множество легенд, преданий, исторических песен и сказаний, записал две легенды о Сартакпае -- строителе мостов и переправ через бурную Катунь. Для изучения творческого мышления художника интересны также графические листы, куда Гуркин, наряду с различными зарисовками, набросками и этюдами, заносил размышления, наблюдения. Здесь же он записывал и местные народные выражения, отрывки из песен, легенд и свои образные выражения, чаще всего посвященные природе Алтая. Вот некоторые из них: "скалы хмурятся, думу думают"; "загуляли туманы по кедровым островкам"; "шумит водопад, серебряной лентой спускаясь со скал, как конь богатырский ретивый- весь в брызгах". Г.Гуркин Сосна Аноса
Томская выставка 1915 года. "Алтай и Катунь" В 1915 году в Томске состоялась третья по счету выставка Г. И. Гуркина. Распорядителем ее был известный писатель В. Я. Шишков, прекрасно знавший Алтай. Работу по составлению и оформлению каталога выполнил сам Гуркин. Вступление к каталогу Гуркин назвал "Алтай и Катунь". Эти два образа заняли центральное место на выставке. Здесь же был показан цикл "Языческий Алтай". Подбор материала и широта показа произведений Гуркина на выставке 1915 года дает возможность считать, что она явилась своеобразным итогом творческого развития алтайского художника в дореволюционный период. На этой выставке, стремясь пропагандировать культуру своего народа, Гуркин показывал интереснейшие материалы, освещающие культуру алтайцев. Особенно это характерно для экспозиции 1915 года в Томске. Значительное место здесь заняли произведения, посвященные жизни, быту и культуре алтайцев. В разделе "Языческий Алтай" были показаны зарисовки предметов шаманского культа, целый раздел знакомил с мотивами алтайского орнамента, украшавшего бубны, кисеты, ташауры и другие предметы. На одном из стендов экспонировались копии с древних писаниц на камнях и зарисовки каменных баб, рядом - рисунки алтайцев. На другом стенде были размещены иллюстрации Гуркина к былинам и сказкам алтайцев и несколько эскизов иллюстраций, посвященных грозному алтайскому божеству Эрлику. Как обычно, на выставке Гуркина были представлены и фотографии видов Алтая, выполненные его братом С. И. Гуркиным. Алтай Катунь
Монголо-тувинский этап (1919-1925) В Монголии и Туве особенно интересует художника национальная культура местного населения. Художник сделал множество зарисовок национальных орнаментов, украшений, одежды, построек. Все это помогало ему проникнуть в сферу духовной жизни этих народов и сопоставить их культуру с алтайской. О раздумьях самого Гуркина, обновлении его мировоззрения можно судить по записям, которые он оставлял па листах рядом с рисунками. Это своеобразные дневники художника, проникнутые гуманизмом и верой в человека, в его светлое будущее. В творчестве Гуркина этого периода важное место продолжала занимать работа над станковыми картинами, выполненными по натурным этюдам. Это пейзажи Монголии и Тувы с круглыми юртами, конические завершения которых согласуются с очертаниями горных вершин, и фигурами пастухов. Во многих пейзажах этого периода преобладают холодные фиолетово-синие оттенки ("На пастбище", "Река Улясы", "Кочевье в горах"). Изучение культуры и быта Монголии и Урянхая вызвало к жизни несколько жанровых работ, связанных с национальными празднествами ("Монголы - погонщики скота", "Борьба монголов", "Праздник борьбы, Улу Наир" (все начало 1920-х гг.). Улясы (место в Туве, где жил художник)
Советский период (1925- начало 1930-х) После возвращения в 1925 году на родину Гуркин много работает. Он принимает активное участие в оформлении книг, выполняет ряд плакатов. Интересны эскизы художника, в которых он стремился предвосхитить Алтай будущего, - "Проект здания музея", "Свободный Алтай", "Эскиз памятника партизанам Ойротии" и другие. Новый быт диктует художнику новые темы, он обращается к теме колхозного строительства. По-прежнему много работает Гуркин и в области пейзажной живописи. Именно в жанре пейзажа появляется у художника особенно много свежего и нового. Творчество Гуркина- живописца после возвращения на родину развивается в разных направлениях, а его мастерство отмечено новым подъемом. Однако нашел себя художник в новых условиях не сразу. К концу 1920-х годов им были выполнены эскизы ряда жанровых работ - "Собрание колхозников", "Слушают газету", "Коллективно убирают урожай". Сюжеты эти диктовались тем новым, что внесла в жизнь народа Советская власть. Не прошел художник и мимо темы, волнующей многих,- это образ В. И. Ленина. Г. Гуркин. Алтайка в красном платке
Советский период (1925-начало 1930-х). Классические пейзажи В конце 1920-х - начале 1930-х годов художник создает ряд полотен классически ясных, цельных по композиции и очень тонких по цвету. Они по-прежнему говорят о его раздумьях над величием и вечностью природы. Одни из этих работ панорамны, другие – «Горное озеро. Вечер»"(1926), «Маральник цветет», "На перевале" (обе 1920-е гг.)-дают более камерное решение. В работах 1920-х годов заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он теперь уже отказывается. Живопись ведется техникой а la prima. Как уже отмечалось, в 1920-е годы Гуркин продолжает писать и панорамные пейзажи-"Курайские белки" (1926), «Поздняя осень. Бом Езер- Саяр» (1930-е гг.) и некоторые другие. Поздняя осень. Бом Езер-Саяр
1926. Участие в московских выставках В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке "Жизнь и быт пародов СССР" и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. На первой выставке работы Гуркина увидел и высоко отозвался о них А. В. Луначарский, назвавший их "драгоценными по краскам" и удивившийся по поводу того, "как забралась на Алтай такая утонченная техника". На следующей выставке того же года, "сибирской", как ее назвали столичные жители, почти половина экспонируемых работ принадлежала кисти Гуркина. Работы художника получили хорошие отзывы прессы. Участие в обеих выставках сделало имя алтайского художника известным за пределами Сибири. Афиша выставки 1926 года
Последние работы В числе поздних работ Гуркина были и очень большие полотна (типа «Белуха. Ак- Кем» Об этом писал сам художник в одном из своих писем 1934 года: "Летом по приглашению Екатерины Ивановны Калининой, директора Чемальского совхоза и Дома отдыха, я жил два месяца в Чемале, в Доме отдыха и написал им большую картину в 5 аршин длины и 3 - ширины: "Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем". Картина написана очень хорошо, красочно и колоритно. Кроме того, по их же заказу - другую картину в Москву тов. Калинину М. И." Как уже отмечалось, в послеоктябрьский период Гуркин много работал в области графики. Эти его произведения, ярко отразившие творческие поиски художника, представляют собой ряд волнующих человеческих документов. Он много работал над плакатами, воплотившими насущные задачи времени ("Мать и ребенок", "Свободный Алтай", "Старая и новая юрты", "Ясли"). Все они относятся к началу 1920 года. Продолжал художник работу и в области книжной графики. К первому алтайскому букварю он сделал более ста двадцати рисунков. Небольшие по размерам, но очень выразительные, они отвечали своему назначению. Г.Гуркин Вид на Белуху
Пейзажная лирика Чуйская степь Горный ручей Цветущий маральник
Портретный ряд Портрет Мани Ивановой Автопортрет
Этнографические этюды Кочевье в горах Чечек Алтайцы- охотники в горах
Взгляд из окна мастерской Натюрморт Маральник в саду художника
Г. И. Гуркин - ученик И. И. Шишкина Горное ущелье Дорога в лесу
Проба кисти в разных жанрах Первый снег Вечер
Рисунки Гуркина
Бытовые предметы в эскизах
Г. И. Гуркин как поэт и писатель Характеристика творчества Гуркина будет неполной, если не упомянуть о его литературном даровании. В составленных им самим каталогах выставок Гуркин в качестве пояснения к своим картинам использовал тексты народных песен, сказов, поверий алтайцев. В лирическом очерке "По голубому Алтаю", посвященном высокогорному озеру Кара-Кол, тексту предпослан эпиграф из народного эпоса, который так любил художник. Вокруг тебя тайга косматым лесом обросла, как конской гривой, и раскинулось ты. озеро Кара-Кол, шириною на лошадиный бег. Сам очерк написан также под явным влиянием алтайского фольклора. Каталогу выставки 1915 года предпослано вступление "Алтай и Катунь", где Гуркин, опираясь на алтайский эпос, поэтически повествует о двух основных силах родного Алтая: о громадах гор, которые стоят "как рать сказочных богатырей", и о говорливой "реке красавице Катуни". Перу Гуркина принадлежит стихотворение в прозе "Алтай (Плач алтайца на чужбине)", в основу которого положена старинная народная песня о разорении Алтая китайцами в XVIII веке. Автор говорит о тоске по родине, которую он испытывал на чужбине.
Г. Гуркин «Хан Алтай» (стихотворение в прозе) Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд... природа ликовала... Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы: грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай!
Г. Гуркин«Плач алтайца на чужбине» Далеко, далеко на чужбине я от тебя, мой милый, мой дорогой Алтай! За сотни, за тысячи верст! Я здесь один, я им чужой и мне чужда их природа. Есть другие знаменитые горы, но ты, Алтай, что можешь иметь с ними общего?.. Ты скромен и любишь одиночество! Ты как могучий зеленый кедр, который растет вдали от многолюдных сел и городов, тебе не по душе суета и толкотня людская. Какими красками опишу тебя, мой славный Алтай? И какой линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он могучий и пышный широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветки на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи вечных снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит, свободно качаясь на ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай "
Г. ГуркинАфоризмы из тувинского дневника "Нет любви без жертв, скорби и страдания". * * * "Суди человека не по тому, что он есть, а по тому, чем он желал быть". * * * "Творчество вечно! А разрушение уходит во тьму". * * * "Труд, искусство - моя цель! В труде моя любовь, мой отдых и моя радость. В нем мое воспитание, красота, здоровье и благополучие! Твердо, неуклонно идти этим путем". * * * "Природа - мать! Я сын твой. Я пленник! Ты моя жизнь!" * * * "Природа - первоисточник и ключ жизни. Это неподкупная радость и счастье быть всегда в общении с матерью-природой, которая родила все". * * * "Земля и небо - царство света, жизни. Они полны великолепия и бесконечной красоты".
Литература http://irbis.asu.altai/gurkin. ru; Галерея Григория Гуркина;
Информация об авторе Плотникова Светлана Владимировна МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» Учитель технологии Высшая квалификационная категория