Пунктуация для 9-11 класса Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
Начнем с повторения….(мать учения) Какие виды подчинения придаточных в СПП Вы знаете ? Виды подчинения Однородное параллельное последовательное
Начертим схемы… Какой вид? [ ] , ( ), ( ), ( ) Придумайте предложение по схеме 1 2 3 4
Посмотрите, какое предложение. Ася осталась в моей памяти той самой девоч кой,какой я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я видел её в последний раз. ( И.Тургенев)
А это какой вид подчинения? [ ], ( ), ( ) Придумайте предложение по схеме 1 2 3
Сравните свое предложение. Когда у меня в руках новая книга, я Когда? что? чувствую,что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее ,чудесное. ( М. Горький)
Самый простой вид подчинения… [ ], ( ), ( ) Придумайте предложение к этому виду подчинения 1 2 3
А вот это уже сложнее: Смешанное подчинение. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных ,он был так встревожен,что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. ( Л. Толстой) когда? как? чего? ( Когда), [… ( что..)….], ( который…).
Когда запятые ставим. Если - придаточные однородные и между ними нет сочинительного разделительного союза: Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня.(К. Аксаков)
А ещё… Если придаточные однородные, но между ними есть повторяющиеся сочинительные союзы: Простота украшает. А все-таки должно в человеке присутствовать что-то невидимое с первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано или поздно удивит нас, и что человек заставит нас по-новому взглянуть на этого человека. ( С. Залыгин)
Если…. Однородные придаточные присоединены по способу последовательного или параллельного ( неоднородного) подчинения: Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его. ( А.Чехов)
Запятую не ставим : Если однородные придаточные соединены одиночным неповторяющимся сочинительным соединительными или разделительным союзом: Буду работать , пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не остановиться серд- це, переполненное ощущением жизни. ( К. Паустовский.)
На стыке сочинительного и подчинительного союзов, а также на стыке двух подчинитель- ных союзов , если есть вторая часть сложного союза то, как и т.д. : …, что если…, то….Но если вторая часть союза отсутствует ,запятая ставится: …, что, если,… Проверяем себя , применяя метод изъятия. Запятую не ставим:
Посмотрите. Мечик почувствовал, что ,если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отли- чаться от Пики. ( А. Фадеев.)
Если части СПП с несколь- кими придаточными зна-чительно распространены, то ставится точка с запятой
Успеха в учебе !
Презентацию подготовила преподава- тель русского языка и литературы МКОУ « Сосновская СОШ» , с. Сосновка, Курской области Гаврилова Татьяна Владимировна