Урок русского языка в 8 классе Знаки препинания при однородных членах предложения. ЕГЭ (А 20, А 23) ГИА (В 10) Автор урока: Ганеева Елена Николаевна, МБОУ «Лицей», г.Лесосибирск
Цель урока: формирование умения расставлять знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Задачи урока: Научиться опознавать ОЧП, выраженные различными частями речи; научиться определять средство связи ОЧП; научиться определять роль ОЧП в различных стилях речи.
Этапы урока: I этап. Актуализация знаний (проверка усвоенных теоретических сведений) II этап. Работа с текстом. III этап. Творческие задания. IV этап. Рефлексия. Оценивание.
Тест 1.Укажите неверное утверждение. А) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Б) Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу. В) Однородными членами предложения могут быть слова только одной части речи. Г) Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Тест 2.Укажите точное продолжение предложения Однородные члены предложения соединяются… А) сочинительными союзами Б) подчинительными союзами В) интонацией и сочинительными союзами Г) запятыми
Тест 3.Укажите неверное утверждение. А) [ О, и О, и О, и О ]. Б) [ О и О, О и О ]. В) [ О, О, О, и О ]. Г) [ и О, и О, и О, и О ].
Задание для всех Выразительно прочитайте отрывок из рассказа Глеба Алексеева «Ледоход», расставьте нужные запятые при однородных членах предложения. Объясните расставленные вами знаки. Определите способ связи ОЧП.
Комплексный анализ текста Ледоход А знаете ли вы, как ледополье на реке настаёт? С поля с лужков начинается оно. Заскрипят зашепчут заговорят ручейки в полях, всё сильнее и громче с каждым днём и всё ближе поползут потекут к реке. И вот доползут они возьмутся заливать реку встанут ледовистыми озерками, и тогда речной лёд начнёт вздуваться волдырять, словно земное дыхание поднимет его кверху. И вдруг в ночь какую треснет поломается загремит заскрипит заплачет – и пойдёт, и пойдёт, и пойдёт ломить вниз.
Комплексный анализ текста Ледоход А знаете ли вы, как ледополье на реке настаёт? С поля, с лужков начинается оно. Заскрипят, зашепчут, заговорят ручейки в полях, всё сильнее и громче с каждым днём и всё ближе поползут, потекут к реке. И вот доползут они, возьмутся заливать реку, встанут ледовистыми озерками, и тогда речной лёд начнёт вздуваться, волдырять, словно земное дыхание поднимет его кверху. И вдруг в ночь какую треснет, поломается, загремит, заскрипит, заплачет – и пойдёт, и пойдёт, и пойдёт ломить вниз.
Задания для групп Расскажите об экспрессивном использовании однородных членов в данном художественном тексте. Охарактеризуйте интонационные особенности однородных членов, употреблённых в художественном описании. Укажите лексические и синтаксические признаки разговорного стиля. Как проявляются их изобразительные возможности в данном тексте? Чем объясняется большое число глаголов в тексте? Является ли эта особенность данного текста характерной чертой какого – либо стиля и типа речи? Выпишите глаголы с одинаковыми приставками. Объясните значение одинаковых морфем. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Какова его художественная функция? Объясните постановку тире в последнем предложении.
Употребление однородных членов в текстах различных стилей речи Исчерпывающее перечисление признаков, действий, свойственных описываемому явлению. Перечисление как средство стройного, логического изложения материала, яркий источник речевой экспрессии; информативность, образность. Это язык законов и постановлений, поэтому ему свойственна особая полнота и точность перечисления однородных членов. Создание портрета; описание предметов; описание природы, окружающей обстановки; образа жизни человека, его вкусов, пристрастий...
Сочинение Роль однородных членов предложения в тексте.
Домашнее задание: Выпишите средства выразительности из текста Г. Алексеева.
Использованная литература: А.Д.Дейкина, Л.И.Журавлева, Т.М.Пахнова. Практикум по русскому языку. Пунктуация. М.М.Баронова. Русский язык: пунктуация, тестовые задания базового уровня сложности. Русский язык.8 класс/М.М.Разумовская, С.И.Львова.
Спасибо за внимание!