Между частями бессоюзного сложного предложения можно ставить четыре разных пунктуационных знака: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. На этом уроке мы рассмотрим правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному. (По М.Ю.Лермонтову)
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие- то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.) Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван. (Ф.М.Достоевский)
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Объясните постановку знаков препинания. Теплым ветром потянуло, смолк далекий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (А.Фет) Простое, перечисление событий Ночь была лунная, душная; белые стены замоскворецких домов, вид тяжелых ворот, тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости. (По А.П.Чехову) Каждая часть предложения осложнена.
Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. (Ф.М.Достоевский) Третья и четвертая части практически не связаны между собой и с первыми двумя частями предложения.
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем перечисляются какие-то факты. Но если в таком предложении возможны однородные члены, причастные или деепричастные обороты и т.д., то допустимо употребление точки с запятой.
Расставьте пропущенные знаки препинания. Но это было только мгновение ? уходить было поздно. С утра погода стояла дождливая ? не было возможности гулять. Произошло сражение ? Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера. Все признаки заражения ? ты сам знаешь. В глазах его был огонь ? он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою ? она хорошо играет на фортепьяно. 7. Родителей он не знал ? от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость. 8. Они уже подходили к дому ? вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова. 9. Где-то прогудела машина ? несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.
Проверь себя. Но это было только мгновение ; уходить было поздно. С утра погода стояла дождливая , не было возможности гулять. Произошло сражение ; Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера. Все признаки заражения ты сам знаешь. В глазах его был огонь ; он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою , она хорошо играет на фортепьяно. 7. Родителей он не знал ; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость. 8. Они уже подходили к дому ; вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова. 9. Где-то прогудела машина , несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.
Закрепление В каком случае между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? 1. Если в сложном предложении части можно поменять местами. 2. Если в сложном предложении более трех частей. 3. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты и части предложения содержат уточнения, сравнительные, причастные и деепричастные обороты. 4. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты, а части предложения не содержат уточнений, сравнительных, причастных и деепричастных оборотов.
Автор разработки: Алексеева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4