У.Уитмен сказал: «Всеобщий закон – закон законов – это закон преемственности, ибо что такое в конечном счёте настоящее, как не росток прошлого». Американский поэт, публицист, реформатор поэзии (1819-1892г.г.)
Тема урока: Уточняющие члены предложения Цель: 1. Обобщить и углубить знания по теме. 2. Формировать навыки постановки знаков препинания при уточняющих конструкциях через интонационно-смысловой анализ. 3. Развивать навыки групповой работы. 4. Продолжить подготовку к ЕГЭ.
Дорогу осилит идущий . Пословица
План урока 1. Лингвистическая разминка: орфоэпия, орфография, фразеология, лексика, культура речи. 2. Повторение по теме «Знаки препинания при уточняющих членах предложения». 3. Закрепление: тренировочные упражнения. 4. Итог урока. 5. Домашнее задание.
Мы вместе. А это значит, С заданием справиться сможем. А если возникнет трудность, Учитель Учебник всегда поможет! Товарищ
орфоэпия Загадки ударения
Орфография Арбатский дворик. …А годы проходят, как песни. Иначе на мир я гляжу. Во дворике этом мне тесно, И я из него ухожу. Ни почестей и ни богатства Для дальних дорог не прошу, Но маленький дворик арбатский С собой уношу, уношу. В мешке вещ..вом и заплечном Лежит в уголке небольш..й Не слывший, как я, безупречным Тот двор с человечьей душ..й. Сильнее я с ним и добрее. Что нужно ещ..? Ничего. Я руки озябшие грею О тёплые камни его. Б. Окуджава
Орфография Арбатский дворик. …А годы проходят, как песни. Иначе на мир я гляжу. Во дворике этом мне тесно, И я из него ухожу. Ни почестей и ни богатства Для дальних дорог не прошу, Но маленький дворик арбатский С собой уношу, уношу. В мешке вещевом и заплечном Лежит в уголке небольшой Не слывший, как я, безупречным Тот двор с человечьей душой. Сильнее я с ним и добрее. Что нужно ещё? Ничего. Я руки озябшие грею О тёплые камни его. Б. Окуджава
Орфография Велик..душие, басн..писец, тысяч..летие, лимонно(жёлтый), юго(западный), (полу)мрак, (дальне)восточный, (пол)Азии, (фил)фак, ледя(н,нн)ой, сви(н,нн)ой, оловя(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, (пол)лимона, ро(с,сс)ийский, во..зал, д..р..венька.
Проверь! Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно-жёлтый, юго-западный, полумрак, дальневосточный, пол-Азии, филфак, ледяной, свиной, оловянный, безветренный, пол-лимона, российский, вокзал, деревенька.
Фразеологизмы Играть первую скрипку, снимать пенки, чужими руками жар загребать, на птичьих правах, быльём поросло, ни зги не видно, кот наплакал, вагон и маленькая тележка, белая ворона, ставить палки в колёса, подливать масло в огонь, уйти в свою скорлупу, лебединая песня, вавилонское столпотворение, ничтоже сумняшеся.
Лексика Задание: соотнесите заимствованные слова и их значения
Проверь!
Культура речи 1. Они впервые познакомились. 2. Страны Евросоюза объединились воедино. 3. После кровопролитных боёв копыта у крестоносцев были в крови. 4. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. 5. Иванов исключён из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия.
С заданием справились всё же И дальше продолжим урок. Уточнение вспомнит кто же? Но помните: скоро звонок!
Уточняющие члены предложения
В тёмном лесу сумрачно и сыро. В тёмном лесу, в глухом овраге, устроила волчица своё логово.
Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения различных членов предложения – главных и второстепенных. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, особенно в тех случаях, когда они выражены наречиями ТАМ, ТУДА, ОТТУДА, ВЕЗДЕ, ВСЮДУ, ТОГДА, ПОТОМ. Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много.
К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос : ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? КТО ИМЕННО? КУДА ИМЕННО?
Сравните ! Утром в трёх километрах от города приземлился самолёт. Утром , в седьмом часу, в трёх километрах от города приземлился самолёт.
При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ЧАСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР и др. Весной, особенно в апреле, небо в ясную погоду чистое-чистое.
СРАВНИТЕ ! Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. На балкон изредка залетали голуби или воробьи.
ТЕСТ Задание в формате В 5 В5. Синтаксический анализ обособленных членов предложения Так выглядит задание в демоверсии 2012: B5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения. 1 (1)Апрель второй месяц весны бывает непостоянным и капризным.(2) То дождём и снегом нахмурится то вдруг солнцем улыбнётся. (3)Но несмотря на такое непостоянство весна в апреле берёт своё особенно во второй половине месяца. (4)На южных склонах главным образом на припёке появились уже маленькие жёлтые цветочки. (5)Это мать-и-мачеха первые весенние цветы.
(1)Апрель, второй месяц весны, бывает непостоянным и капризным. (2)То дождём и снегом нахмурится, то вдруг солнцем улыбнётся. (3)Но, несмотря на такое непостоянство, весна в апреле берёт своё, особенно во второй половине месяца. (4)На южных склонах, главным образом на припёке, появились уже маленькие жёлтые цветочки. (5)Это мать-и-мачеха, первые весенние цветы.
2. Какое из данных ниже слов и сочетаний служит обособленным уточняющим обстоятельством в предложении? Ещё в юности,…………………, Семёнов сделал важное научное открытие. 1) работая в институтской лаборатории 2) в студенческие годы 3) увлёкшись геофизикой 4) с помощью самодельных приборов
3. В каком предложении есть обособленные уточняющие члены ? В Китае ещё в 2697 году до н.э. существовала игра, похожая на футбол. 2) Позднее эта игра каким-то образом попала в Европу, в Грецию. 3) В Спарте – это доподлинно известно – в такую игру играли и девушки. 4) В это утро, вскоре после восхода солнца, началось извержение вулкана.
4.На месте каких цифр надо поставить знаки препинания? Он встал по хозяйству(1) рано (2) в четвёртом часу утра(3) и теперь у него (4)слипались глаза. 1) 1,2,4 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 2,4
Проверь! 1, 4, 5 4 + «5» 2 3 + «4» 2, 4 2 + «3» 3 1 + «2» Нет верного ответа консультация.
У.Уитмен сказал: «Всеобщий закон – закон законов – это закон преемственности, ибо что такое в конечном счёте настоящее, как не росток прошлого».
Домашнее задание: . 1 Тест. 2 Учебник §89, стр 285.
Спасибо за урок