Путешествие во владения Синтаксиса и Пунктуации. Урок обобщения и систематизации знаний. 5класс Учитель русского языка и литературы МОУ лицей №86 г. Ярославль Титова С.Е.
Карта Путешествия
Живут на свете два раздела русского языка: Синтаксис и Пунктуация. Они очень крепко дружат и никогда не спорят. Живут на свете два раздела русского языка: Синтаксис и Пунктуация. Они очень крепко дружат и никогда не спорят. Почему? Что они изучают? Хотите с ними подружиться? Давайте отправимся к ним во владения! Наставления отправляющимся в путь: Внимательно слушай учителя. Выполняй задания правильно! Не торопись, не забегай вперед остальных, потому что владения откроются только тогда, когда каждый из вас преодолеет все препятствия, которые встретятся на пути.
Направляемся в город Словосочетание! У его ворот стоит КОТ, и он нас не пустит в город, пока не выполним задания! Направляемся в город Словосочетание! У его ворот стоит КОТ, и он нас не пустит в город, пока не выполним задания! 1.Составьте словосочетания со словом КОТ по схемам: прилаг.+сущ. сущ.+сущ. Найдите в ваших словосочетаниях главные слова. Как в словосочетании связываются главные и зависимые слова? По смыслу и грамматически.
Можно ли назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое в предложении? Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вы знаете? Окончание прилагательного. Предлог + окончание существительного, только окончание существительного. С наречием только по смыслу. Укажите средства связи слов в словосочетаниях: низкие облака бросил в воду резко меняться падали на землю
Мы подошли к городу Предложение. Мы подошли к городу Предложение. Здесь нас встречает ЕНОТ! Он хочет, чтобы мы поработали с текстом. Прочитаем его. О чём текст? Почему он так назван?
Обратимся к схемам, заполним их. Во время заполнения ищем на каждый вид предложения пример из текста. Обратимся к схемам, заполним их. Во время заполнения ищем на каждый вид предложения пример из текста. Предложения По цели высказывания: 1. 2. 3. По интонации: 1. 2. По наличию второстепенных членов: 1. 2. По количеству грамматических основ: 1. 2.
Проверим себя! Предложения По цели высказывания: 1. Повествовательное. 2. Побудительное. 3. Вопросительное. По интонации: 1.Восклицательное. 2.Невосклицательное. По наличию второстепенных членов: 1.Распространенное. 2.Нераспространенное. По количеству грамматических основ: 1.Простое 2.Сложное
Определите, в каком предложении текста допущены пунктуационные ошибки. Докажите свою точку зрения. Начертите схему предложения. Я подошла к еноту совсем близко, повернула его на спину, осторожно погладила. Однородные сказуемые.
Выполните полный синтаксический разбор предложения: Выполните полный синтаксический разбор предложения: Однажды я прогуливалась в лесу и заметила между стволами берез небольшого зверька.
Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим характеристикам: Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим характеристикам: Сложное предложение, две части которого соединены союзом, второе осложнено однородными сказуемыми. Простое предложение, осложнено однородными подлежащими. Сложноподчиненное предложение.
Мы с вами уже подошли к владениям Синтаксиса и Пунктуации, но на воротах замка видим замок. Необходимо его открыть. Для этого надо составить схемы предложений Мы с вами уже подошли к владениям Синтаксиса и Пунктуации, но на воротах замка видим замок. Необходимо его открыть. Для этого надо составить схемы предложений (по вариантам). Будьте внимательны, в них Пунктуация не расставила знаки препинания!
Оказывается, вы уже давно всё знаете! Замок на воротах открыт. Но князь Синтаксис хочет вас в последний раз проверить! Уважьте князя! Оказывается, вы уже давно всё знаете! Замок на воротах открыт. Но князь Синтаксис хочет вас в последний раз проверить! Уважьте князя! Составьте предложение, выполнив ряд действий: 1.Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона. взять сказуемое. 2.Из предложения Вдруг послышались легкие шаги. взять определение 3.Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки. 4.Взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в Вин. падеже с предлогом на. 5.Допишите так, чтобы получилось сложное предложение.
Мы преодолели немало препятствий на своем пути и дошли до владений Синтаксиса и Пунктуации. Они нас будут ждать в гости в следующий раз! Мы преодолели немало препятствий на своем пути и дошли до владений Синтаксиса и Пунктуации. Они нас будут ждать в гости в следующий раз! А сейчас дают вам задание на дом: контрольные вопросы стр.105-106, упр. 253.
Рефлексия Я доволен (не доволен) своим путешествием, потому что…
Спасибо за урок!
Использованные ресурсы: Картинки, изображения: http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=386095703-20-72&n=21 http://img-fotki.yandex.ru/get/0/marin-nospam.0/0_72f_d3dcca01_XL http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=221285723-50-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=418303618-27-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=92942488-56-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=344546536-25-72&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=354111886-33-72&n=21 http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/18f49a9f5ec8a70e5eb777af9c97d329.gif http://www.topglobus.ru/skin/smile/s6123.gif http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=131689514-70-72&n=21