Технические навыки чтения. Учитель нач. кл.: Цикунова Ирина Фёдоровна. Выезжелогская о.о.ш.
Цели: отработка навыков чтения у младших школьников; развитие интереса к чтению и желания читать.
Что такое чтение? это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают,с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов.Следовательно, навык чтения определяет эффективность обучения и по другим предметам.
Навык чтения:
Способы чтения: Непродуктивные- побуквенное чтение,- отрывистое слоговое.Продуктивные- плавное слоговоечтение,- плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,- чтение целыми словами и группами слов.
Правильность чтения в том, что ученик не допускает:- замены ,- пропуски, - перестановки,- добавления,- искажения,- повтор букв, слогов, слов,- ошибочного ударения в словах,- ошибки в окончаниях.
Смысловая сторона чтения- это совокупное понимание читающим:- значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле,- содержания каждого предложения,- содержания и смысла отдельных частей текста,- основного смысла всего содержания текста.
Скорость чтения (слов в минуту):
Как помочь ребёнку совершенствовать навык чтения: многократное чтение,чтение в темпе скороговорки,жужжащее чтение,«буксир»,«молния»,чтение эхом.
Упражнения, способствующие осознанности чтения 1группа – логические упражненияСоставь новое слово, взяв у каждого только первый слог:*колос рота ваза;*кора лото боксёр;*Какое слово лишнее и почему?*красивый, синий, красный, жёлтый;*минута, время, час, секунда;
2 группа – игры со словами Найди слово в слове:Гроза газета шоколадкашутка щепка кустарникЗакончи предложение:По утрам у Айболита лечат зубы:Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
3 группа - работа с деформированными текстами Составь предложения к теме урока:В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. Восстанови текст: Да! Стать учёным не легко! Писать красиво не легко…. Вздохнём сначала глубоко…..
4 группа - работа с текстом Упражнение «Чтение – разведка»( дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы)Определение частей в тексте(дети определяют , есть ли в тексте вступление, основная изаключительная часть)Работа над заголовком.Выборочное чтение.Пересказ по вопросам.Составление плана текста.
Упражнения, способствующие правильности чтения Упражнения на развитие вниманияОпиши предметПовтори сходные по звучанию слова Бочка – точка , бабушка – бабочка, кошка – ложка… Выбери слова на данный звук из текстаЗаучивание четверостишийПовторение скороговорок
Упражнения со словами Чтение «перевёртышей»Анна, барабан на!Коту тащат уток.У лип Лёша нашёл пилу.Чтение слов, отличающихся одной буквойМел –мель -мыл- мыль – мал – мял;Мышка – мишка –мошка – миска;
Упражнения, способствующиебеглости и выразительности
Если ребёнок не хочет читать используйте: книги с яркими иллюстрациями,режим щадящего чтения,совместное построчное прочтение текста,подбор текста к иллюстрации,минутное чтение,чтение на ночь.
Таблица анализа чтения в 3 классе:
Таблица анализа чтения в 1 классе:
Таблица анализа чтения в 3 классе: