PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Средства выразительности. Виды тропов
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Средства выразительности. Виды тропов


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Средства выразительности. Виды тропов


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Средства выразительности. Виды тропов
Описание слайда:

Средства выразительности. Виды тропов

№ слайда 2 (от лат. inversio — переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка с
Описание слайда:

(от лат. inversio — переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. Например: «Видел я отца», «Сына любит мать». Нередко формы Инверсии , не принятые в обычной речи, используются в поэзии; например, у А. С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя...», или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах...».

№ слайда 3 — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчлен
Описание слайда:

— конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков , например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.

№ слайда 4 - художественное преуменьшение.например: тучки небесные... тучки. уменьшительно-
Описание слайда:

- художественное преуменьшение.например: тучки небесные... тучки. уменьшительно-ласкательный суффикс говорит о литоте.мальчик с пальчик, дюймовочка-это в названияхВаш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

№ слайда 5 При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зеленая прич
Описание слайда:

При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд? (С. Есенин) Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: И цветущие кисти черемух мыли листьями рамы фрамуг. (Б. Пастернак) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А. Фет) Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. (С. Есенин)

№ слайда 6 Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому
Описание слайда:

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак) Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Примеры аллитерации: Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К Бальмонт) Повторение [л], [л], [в], [в] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Я. Некрасов)

№ слайда 7 Эпитеты являются одним из самых распространенных и любимых авторами тропов, с по
Описание слайда:

Эпитеты являются одним из самых распространенных и любимых авторами тропов, с помощью которого они конкретизируют явления или их свойства. Для устного народного творчества характерны так называемые постоянные эпитеты. Девица в русских сказках характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. В былинах имя врага неразрывно, навсегда связано с эпитетами собака, вор. Мать сыра земля — так ласково называют родину герои былин и сказок. Интересно, что в сказках, песнях, былинах солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день: Померкло солнце красное, море — всегда синее, даже если изображается буря: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря.

№ слайда 8 Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из котор
Описание слайда:

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Ею нередко пользуются поэты: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. (М Лермонтов) Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна. (А Фет)Эпифора — повторение слов или словосочетаний в конце строк. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А Блок)

№ слайда 9 Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанн
Описание слайда:

Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит: — с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин); — с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

№ слайда 10 Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком: Люблю Подмосковье.Нам нуж
Описание слайда:

Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком: Люблю Подмосковье.Нам нужна крыша над головой.Сто лет не виделись.Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.Белеет парус одинокий…И было слышно до рассвета, как ликовал француз.Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.Мы все глядим в Наполеоны.Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

№ слайда 11 ОТВЕТ: Люблю Подмосковье.Нам нужна крыша над головой.Сто лет не виделись.Его зар
Описание слайда:

ОТВЕТ: Люблю Подмосковье.Нам нужна крыша над головой.Сто лет не виделись.Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.Белеет парус одинокий…И было слышно до рассвета, как ликовал француз.Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.Мы все глядим в Наполеоны.Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

№ слайда 12 Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тожде
Описание слайда:

Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов); Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

№ слайда 13 Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в кот
Описание слайда:

Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев); Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин); Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

№ слайда 14 Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко проти
Описание слайда:

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

№ слайда 15 Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в
Описание слайда:

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок); Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин) Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

№ слайда 16 (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в наме
Описание слайда:

(в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения: — Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. В. Гоголь); И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин) При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя. Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы:А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, — мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши — на небо (М. И. Цветаева);

№ слайда 17 Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычно
Описание слайда:

Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

№ слайда 18 или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который у
Описание слайда:

или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах А. С. Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

№ слайда 19 Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи
Описание слайда:

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

№ слайда 20 ОТВЕТ:
Описание слайда:

ОТВЕТ:

№ слайда 21 — слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства. Е
Описание слайда:

— слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства. Еще Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство...». В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак, но которые в нашем представлении связываются с совершенно иным кругом явлений. В метафоре (в отличие от сравнения) не называется тот предмет, который образно характеризуется с помощью тропа. Например, А. Пушкин свою юность называет весной: Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья, используя переносное значение этого слова (пора расцвета, молодости). Нередко он метафорически называет конец жизни закатом, используя переносное значение этого слова (конец, исход): Тогда роман на старый лад займет веселый мой закат; И, может быть, на мой закат печальной блеснет любовь улыбкою прощальной.

№ слайда 22 Большой мастер создания метафор – С. А. Есенин. Одна из самых запоминающихся его
Описание слайда:

Большой мастер создания метафор – С. А. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор следующая: В саду горит костёр рябины красной ,Но никого не может он согреть

№ слайда 23 (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысл
Описание слайда:

(в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

№ слайда 24 (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на др
Описание слайда:

(в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: — между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов); — между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин); — между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); — между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов); — между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

№ слайда 25 Источники фразеологизмов русского языка разнообразны.Некоторые попали в литерату
Описание слайда:

Источники фразеологизмов русского языка разнообразны.Некоторые попали в литературный язык из жаргона (втирать очки, карта бита, идти ва-банк — у картежников) и разговорной речи. Некоторые фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства (поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано). Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги (святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная). Немало фразеологизмов пришло из античной мифологической литературы (авгиевы конюшни, ахиллесова пята, дамоклов меч, прометеев огонь, танталовы муки).

№ слайда 26 Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват. Анафора (в пер. с г
Описание слайда:

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват. Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев); Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

№ слайда 27 Иван Бунин «Ночь»(отрывок) (1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струи
Описание слайда:

Иван Бунин «Ночь»(отрывок) (1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение! (4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою. (14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, - испытал чувство великого счастья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.

№ слайда 28 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.В этом фрагменте рас
Описание слайда:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин. В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».Список терминов:эпитетысинонимыантонимыметафораинверсиянеполные предложенияобособленные членысинтаксический параллелизмряды однородных членов

№ слайда 29 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Ответы: 1, 4, 9, 7Здесь может быть только «5».
Описание слайда:

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Ответы: 1, 4, 9, 7Здесь может быть только «5».

№ слайда 30 Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторени
Описание слайда:

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно (А. А. Фет); Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын) Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов); Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне... (К. М. Симонов)

№ слайда 31 Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства языковой выразительностиСино
Описание слайда:

Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства языковой выразительностиСинонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями. Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак — изъян и брак — женитьба, брань — ругань и брань — война, лавка — скамья и лавка — магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм — снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания — кампания, обижать — обежать, придел — предел, седеть — сидеть), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá — мýка, сéло — селó, домá — дóма) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом — мой руки, три товарища — пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности. Паронимы, т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата — выплата), обладают большой выразительной силой.

№ слайда 32 Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее,
Описание слайда:

Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский) Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин) Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru