PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Словообразование
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Словообразование


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Словообразование


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Морфемика Словообразование
Описание слайда:

Морфемика Словообразование

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образован
Описание слайда:

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование. Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

№ слайда 4 Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа
Описание слайда:

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

№ слайда 5 Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образов
Описание слайда:

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

№ слайда 6 Способы словообразования
Описание слайда:

Способы словообразования

№ слайда 7 Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путе
Описание слайда:

Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

№ слайда 8 Примеры со + ученик → соученик (существительное) пре + большой → пребольшой (при
Описание слайда:

Примеры со + ученик → соученик (существительное) пре + большой → пребольшой (прилагательное) пере + бежать → перебежать (глагол) от + ныне → отныне (наречие)

№ слайда 9 Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов пу
Описание слайда:

Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

№ слайда 10 Примеры комната + -к- → комнатка комната + -н- → комнатный свет + -л- → светлый
Описание слайда:

Примеры комната + -к- → комнатка комната + -н- → комнатный свет + -л- → светлый светлый + -еньк- → светленький светлый + -е → светлеть

№ слайда 11 Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присо
Описание слайда:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

№ слайда 12 Примеры не- + избежать + -н- → неизбежный под- +слепой + -оват- → подслеповатый
Описание слайда:

Примеры не- + избежать + -н- → неизбежный под- +слепой + -оват- → подслеповатый по- + французский + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + читать + ся → вчитаться

№ слайда 13 Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При э
Описание слайда:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

№ слайда 14 Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов
Описание слайда:

Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).

№ слайда 15 Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существ
Описание слайда:

Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

№ слайда 16 Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от п
Описание слайда:

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

№ слайда 17 заплывать → заплыв рассветать → рассвет зелёный → зелень
Описание слайда:

заплывать → заплыв рассветать → рассвет зелёный → зелень

№ слайда 18 Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или с
Описание слайда:

Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

№ слайда 19 Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земле
Описание слайда:

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

№ слайда 20 Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразовани
Описание слайда:

Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.

№ слайда 21 Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образован
Описание слайда:

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

№ слайда 22 В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обе
Описание слайда:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обед Перерыв ← перерывать Сотрудники ← труд Поели ← ели Отправились ← отправили Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

№ слайда 23 Порядок словообразовательного разбора Поставить анализируемое слово в начальную
Описание слайда:

Порядок словообразовательного разбора Поставить анализируемое слово в начальную форму Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

№ слайда 24 Итоги урока На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса рус
Описание слайда:

Итоги урока На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

№ слайда 25 Домашнее задание Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3
Описание слайда:

Домашнее задание Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов. Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы. Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться. Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка.

№ слайда 26 Домашнее задание Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они об
Описание слайда:

Домашнее задание Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы. Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальность Мудрость – мудрствовать Смазчик – смазывание Ломка – ломкость Глухота – глухость Каким способом образованы данные слова. Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый.

№ слайда 27 Домашнее задание Какие существуют способы словообразования? Что такое аббревиату
Описание слайда:

Домашнее задание Какие существуют способы словообразования? Что такое аббревиатура? Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить.

№ слайда 28 Список литературы Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1
Описание слайда:

Список литературы Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994. Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru