Работа над частью С
Прочитай задание, в котором излагаются требования к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ознакомьтесь с критериями оценки сочинения К1 Сформулирована одна из проблем исходного текста – 1 балл; Не сформулирована ни одна из проблем исходного текста – 0 баллов.К2 Проблема прокомментирована – 2 балла; Проблема прокомментирована, но допущена не более одной фактической ошибки в комментариях – 1 балл; Проблема не прокомментирована или допущено более одной фактической ошибки – 0 баллов.К3 Сформулирована верно позиция автора исходного текста – 1 балл; Позиция сформулирована не верно или вообще не сформулирована – 0 баллов.К4 Выражено свое мнение по проблеме, приведено не менее двух аргументов из жизненного опыта и художественной литературы – 3 балла; Выражено свое мнение, приведен один аргумент из художественной литературы – 2 балла; Выражено свое мнение, приведен один аргумент из жизненного опыта – 1 балл;
Выражено свое мнение, но не приведены аргументы – 0 баллов.К5 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Нет нарушений абзацного членения – 2 балла; Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью, последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, 1 нарушение абзацного членения – 1 балл; В работе просматривается коммуникативный замысел, допущено более одной логической ошибки, 2 случая нарушения абзацного членения – 0 баллов.К6 Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2 балла; Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи – 1 балл; Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи – 0 баллов.
К7 Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) – 2 балла; Допущена одна ошибка – 1 балл; Допущено более одной ошибки – 0 баллов.К8 Пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка) – 2 балла; Допущены одна - две ошибки – 1 балл; Допущено более двух ошибок – 0 баллов.К9 Грамматических ошибок нет – 2 балла; Допущены одна - две ошибки – 1 балл; Допущено более двух ошибок – 0 баллов.К10 Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла; Допущены две - три ошибки – 1 балл; Допущено более трех ошибок – 0 баллов.К11 Этические нормы отсутствуют – 1 балл; Допущены этические нормы – 0 баллов.К12 Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют – 1 балл; Допущены фактические ошибки в фоновом материале – 0 баллов.
Алгоритм работы с исходным текстом: Понимание содержания текста. 1.1. Внимательно прочитайте текст. 1.2. Ответьте на вопрос: «О чем текст?» (определите тему текста).Необходимо помнить, что определить тему текста помогают:заглавие;ключевые слова;первое предложение текста (или первый абзац).1.3. Ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор? (определитеосновную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идеюможет помочь:заглавие (оно часто выражает отношение автора к тому, о чем пойдет речь в тексте);последний абзац текста. Именно в этой части обычносодержатся выводы. Иногда текст строится иначе: сначалаосновной тезис, а потом его доказательство или иллюстрация кнему. Тогда подсказкой становится, наоборот, первый абзац.
1.4. Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает)свою позицию автор?»1.5. Ответьте на вопрос: «Как сказал автор?» (определите стиль, тип текста, языковые особенности текста).2. Проблематика текста 2.1. Определите проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?» 2.2. Вычлените среди них актуальную (актуальные). 2.3. Прокомментируйте ее (их). 2.4. Соотнесите свой комментарий с текстом.
Типы речи описание рассуждение повествованиеЗаостряет вниманиечитателя на наиболееважных, значимых частях предмета илиявления, позволяет увидеть то, что важноавторуЧитатель должен проанализировать после-дотельность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позициюРассматривая определенную проблему на каком-либо частномпримере, авторвыдвигает тезис, аргументирует его,делает вывод.Читатель долженза конкретной авторской мысльюувидеть широкуюпроблему и сфор-мулировать ее
План работы над сочинением: Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста.Прокомментируйте сформулированную вами проблему. Опирайтесь на текст, процитируйте ключевые понятия.Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста – идею).Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?»Выразите свое отношение к сформулированной проблеме.Аргументируйте свою позицию, соотнесите ее с авторской. (Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста). Используйте для объяснения литературный или жизненный материал.Проверьте свою работу, пользуясь «Схемой анализа».
Вступление сочинения -формулирует тему и проблему всей работы, настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Возможные варианты вступления:Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нём или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвёл впечатление, желательно написать почему. Можно обрисовать типичную (аналогичную изображённой в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
Основная часть –должна отражать понимание исходного текста. Именно в этой части ты должен показать связь своей позиции и проблем, сформулированных автором. 1. Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема должна быть обозначена более крупно, чем просточастный случай, описанный автором (Например: проблемамилосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальнойсправедливости, жестокого отношения (к чему или кому?),одиночества, экологии, взаимоотношений «отцов и детей», цели исмысла (жизни, писательского труда и т. П.), сложности жизни, роли(книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др.
Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблемы, над которыми размышляли авторы исходных текстов. Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателяна поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромныммолчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь позволяет понять, насколько жесток и лицемерен этотперсонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственнойсемьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо,глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и непытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевнаячерствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми.Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонажрассказа, свойственна многим моим современникам. Проверь себя
Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателюпонять, что героя многое связывает с покинутой Родиной:детальное описание родного дома, речки, деревенских жителейпозволило передать непреходящую боль человека, принявшегоопрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркиваетписатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся вподобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатлениезамкнутого круга, из которого невозможно вырваться, какневозможно забыть свои истоки, все то, что когда-то наполняложизнь смыслом и радостью.Проверь себя(Проблема ностальгии; любви к Родине)
Какие проблемы, исследуемые в текстах, предложенных для анализа на ЕГЭ, поднимают авторы? Любовь к родине;Проблема интернационализма;Проблема памяти о своих истоках, о своем детстве;Проблема исторической памяти;О роли родителей в формировании личности ребенка;О роли чтения в жизни человека;Проблема семейных отношений;Проблема выбора профессии;Проблемы варварского отношения к природе;О влиянии природы на человека;Проблема социальной ответственности ученых за их изобретения;Проблемы добра и зла;Проблемы личности и власти и многие другие.
2. Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечанияпо поводу чего-либо». Комментарий проблемы исходного текста предполагает своегорода анализ этого текста, обращение к особенностям егокомпозиции, к использованным автором стилистическим приемами изобразительным средствам: именно здесь ты получаешьвозможность продемонстрировать свое умение понятьособенности как содержания, так и формы исходного текста, теприемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко иэмоционально, подчеркнуть её значимость, а затем – и выразитьавторское отношение к ней.
Синтаксические конструкции, используемые при текстуальном комментарии: Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…Этот вопрос автор раскрывает, изучая…Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.)Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…Автор текста обращает внимание читателя на..Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому…Автор так воссоздает эту историю, что…
Финальная частькомментария и переходк формулировкеавторской позицииВ читателе писатель предполагает единомышленника, и потому…Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и глубиной авторской мысли, …Неслучайно писатель особо подчеркивает...Писатель всем ходом повествования доказывает…Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна: …… - вот авторская позиция по данной проблеме.Автор считает, что …
3. Позиция автора - это основная мысль текста, то, что мыпривыкли называть «идеей». Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Онаможет быть предъявлена в начале текста и затем подтвержденакакими-либо доводами и примерами или в конце текста – каквывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в началетекста. Основную мысль текста следует выразить кратко, одной –двумя фразами; можно привести цитату из текста, но ни в коемслучае не пересказывая и, тем более, не переписывая его. В этойчасти сочинения также можно указать на те приёмы(изобразительные средства или синтаксические фигуры), которыепомогают автору выразить свою позицию особенно ярко иубедительно.
Синтаксические «маркеры», используемые при концепционном комментарии: На мой взгляд, автор одним их первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.Автор дает прямые оценки явлениям и событиям…Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в то, что…Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.Автор считает, что…Автору важно убедить читателя в том, что..Автор утверждает, что…
Как выстроить аргументацию? 4. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Потому что (так как)… АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 ВЫВОД(Что следует из вышесказанного?)
К логическимаргументамотносятся научные аксиомы; законы природы, выводы, подтвеж- денные экспериментально; показания очевидцев; примеры из жизни или художест- венной литературы; цитаты из авторитетных источников эмоциональная убежденность пишущего; примеры, вызывающие эмоцио- нальный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия при- нятия тезиса автораК психологическим аргументам относятся
Обратимся к примеру: ТезисАргумент 1ИллюстрацияАргумент 2 ИллюстрацияВывод Серьезная музыка подобна чудодейственномулекарству? (Почему?) (Так как…) В самом деле, иногда любую душевнуютравму способна исцелить прекрасная мелодия. Так духовную музыку, благодаря ее способностиоблегчает боль, ученые называют анальгетиком вмире звуков. (Так как)…Правоту автора подтверждает и опытхудожественной литературы. Во многих произведенияхрассказывается о том, как музыка буквально спасалалюдей в труднейших жизненных ситуациях. Например, Петрусь, герой повести В.Г.Короленко«Слепой музыкант», родился слепым. Он мог всю жизньчувствовать себя неполноценным, однако музыкапомогла ему выжить и стать по-настоящему талантливымпианистом.(Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека,оживляет его, дает исцеляющую силу.
Примеры литературных аргументов (К проблеме истинной и ложной красоты) Вспомним ослепительную красавицу Элен Безухову из романаэпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», которая, безусловно,является самой яркой женщиной в светском обществе. Однако еёпоступки говорят о том, что она безнравственна, бездуховна.Такого же плана и образ Ольги Лариной из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Она прекрасна внешне, её красотувоспевает молодой поэт Владимир Ленский. И тольковозмущённый бессмысленностью существования Онегин (а вместес ним и А.С. Пушкин) замечает, что Ольга пуста, она «как этаглупая луна на этом глупом небосклоне».Хряпина Ек.(ученица 11 кл.)
(К проблеме исторической памяти) Русские писатели первыми стали поднимать проблему памятив своих произведениях. Например, в повести В. Распутина«Прощание с Матерой» показано, как гибель деревни, затопленнойлюдьми, приводит к гибели духовной, когда жители деревни рушат,сжигают, уничтожают то, что было для их предков священно, идаже к гибели физической, когда люди, не нашедшие в себе силпорвать узы, связывающие с их предками, готовы уйти вместе сродным островом под воду.Скударнова Ан.(ученица 10 кл.)
Различают аргументы «за» и аргументы «против»Как можно изложить согласие с мнением автора? следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений;автор убедительно доказывает, что…;в правоте авторских оценок не приходится сомневаться;не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что;убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю…;полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты и т.п.
Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Авторская точка зрения, как мне кажется, довольна спорна.Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ….Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
Вывод (заключение) Как и любое высказывание, текст сочинения должен быть законченным, завершенным, то есть нужно коротко подвести итог: «Таким образом, нельзя не согласиться…» или «Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное – ….» и т.п.
Схема анализа своей работы: