БУКВЫ А–О В КОРНЕ -ЛАГ-/-ЛОЖ- РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок №26 © ООО «Баласс», 2012.
положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты. Определяем проблему урока положит сложит предложит разложит Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются? положить сложить предлагать разлагать
Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.) Проверьте свои предположения о проблеме урока. Обсудите в парах. положить сложить предлагать разлагать поло/жит сло/жит предло/жит разло/жит «Работает» ли здесь проверочное слово? Какую проблему будем решать на уроке? Почему пишутся разные буквы а–о в корне -лаг-/-лож-? Как выбрать букву безударного гласного в корне -лаг-/- лож-, если нельзя проверить?
• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а–о в корне -лаг-/- лож-. Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните в парах. Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (текст в рамке) . излагать слагать прилагательное изложить сложение приложение Корень -лаг-/- лож- называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. излагать слагать прилагательное изложить сложение приложение
Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о? а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое Выпишите только слова с а. 2. Найдите «лишнее» слово. а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение 1. а) предлагать; г) слагаемое. 2. Найдите «лишнее» слово: а) предложение; б) ложный; в) сложить; г) приложение. Рефлексия