УРОК – СЮРПРИЗ Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Цель урока: Формирование навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных Попутное повторение – Н и НН в суффиксах прилагательных; постановка знаков препинания при причастном обороте
Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово. От существительного? Определи, какой суффикс прибавлен к основе?
Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ
ЗАДАНИЕ: ОБЪЯСНИТЬ НАПИСАНИЕ Н - ННСмышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят нежданно- негаданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребренные блюда. Причём все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с накрахмаленной скатертью и вязаными салфетками.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
УНИКАЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ Возьмите ______________________________, ________________________________________, Добавьте _______________________________ И киньте в _____________________________ На _____________________________________ Обмажьте вы со всех сторон. Готов ___________________________________ ________________________________________ В ______________________________________ - Приправа для __________________________ А пара _________________________________ Вкусней тарелки кислых щей. Вы в свёклу _____________________________ Бросайте быстро, без помех. Ваш ____________________________________ Отведать каждый будет рад. Приятного аппетита!
БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ Теперь займёмся мы столом Он полирова __ ый притом. Крахмале __ ая скатерть есть. А вяза __ ых салфеток шесть. И вот учё _ ый попугай Гостей зовёт на каравай. 5. Вот бьют стари _ ые часы. 6. У дам припудре _ ы носы. Уж можно ужин подавать, 7. Чтоб зва _ ых в гости удивлять 8. Хвалё _ ый суп уже остыл. 9. Капусты кваше _ ой ведро, 10. Мочё _ ых яблок три кило, 11. Копчё _ ый угорь и баран, Хранившийся пять лет бальзам. 12. Того, что съеде _ о давно, Пересчитать мне не дано. Бывает много разных тем, Но я люблю «Одна – две Н» !
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!1 НН 2 Н 3 Н 4 Н 5 НН 6 Н 7 НН 8 Н 9 Н 10 Н 11 Н 12 Н
Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков Недосмотрова И. Объяснительная. При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано не верно. 08.12.10г. подпись
ИГРА КОРРЕКТОРПовесть , растущая в саду, известна всем. Цветы, играющие во время урока, красивы. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Дети, купленные в зоомагазине, будут подвергнуты наказанию. Тучи, отредактированные корректором, обещали дождь.
Исправьте грамматическую ошибку! Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову.
ВЕРНО! Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
Исправьте грамматическую ошибку! Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир. Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным
ВЕРНО! Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
ИСПРАВЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ! Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами. Подсказка: Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
ВЕРНО! Особое внимание привлекала усыпальница, окружённая 39 колоннами.