Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина
Цель: - помочь правильно организовать работу над непроверяемыми написаниями используя разнообразные приемы и методы проверки; - научить писать эти слова без ошибок.
Проблемный вопрос Запоминание слов с непроверяемыми написаниями.
Традиционные приемы обучения проверки слов с непроверяемыми написаниями. Запись слов по алфавиту; Выборочный диктант; Тестирование; Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами; Составление предложений с данными словами; Подбор и запись синонимов и антонимов; Этимологический словарик; Учитель – ученик; «Словарное дерево»; Игровые приемы (кроссворды, загадки, подсказки, шуточные вопросы и т.д ).
Словарное дерево На плакате нарисовано необычное дерево. Это «словарное дерево» или «дерево-словарь», на котором вырастают словарные слова. Карточки со словами, словно листики, «облепили» словарное дерево.
Нетрадиционные методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями. Метод графических ассоциаций; Метод звуковых (фонетических) ассоциаций; Комбинированный метод.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; Образность запечатления: запоминание, опирающее на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Метод графических ассоциаций. Этот метод больше других нравится моим детям. Суть его состоит в том, что ученик, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании
Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Образ буквы можно сопровождать незамысловатым стихотворением: Слово трудное попалось – Это, дети не беда Нарисуем в нем картинку, И запомним навсегда.
Информационные технологии обеспечивают наглядность учебного процесса Применение компьютерных технологий на данных уроках интенсифицирует, обогащает учебный процесс: помогает сформировать прочные умения; обеспечивает динамичность, наглядность учебного процесса.
Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.
Запоминаемая буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Используя этот метод нужно следовать следующим указаниям: Назвать слово, которое необходимо запомнить, написать его на классной доске; Выяснить, понятен ли смысл слова детям; Дать установку на запоминание; Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании; Записать слово печатными буквами; Предложить детям а тетрадях сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова; Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.
Метод звуковых (фонетических) ассоциа ций Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Собака Соня. На завтрак – рак. Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.
Комбинированный метод это использование при запоминании словарного слова графических и фонетических ассоциаций одновременно в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв.
Например, майонез Для этого слова подбираем созвучие к первому слогу – майка. А вторую непроверяемую букву О легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилась «Майка испачканная майонезом»
На уроке осуществляется обучение, за которое ратовал великий Я.А.Коменский: «Метод обучения должен уменьшать трудности обучения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий».
Результат. Качество знаний учащихся при проверке слов с непроверяемыми написаниями
Спасибо за внимание.