Константин Сергеевич Аксаков – исследователь былин Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Исследователь русского эпоса Аксакова по праву можно назвать одним из первых исследователей русского эпоса. Этой проблемой он занимался в 1850-х годах. К.С. Аксаков. Литография П.Ф. Бореля
Воспоминания детства Аксаков в детстве не раз слышал рассказы об Илье Муромце – очевидно, прозаические пересказы былин. Особенно ему запомнился сюжет о том, как два старца исцелили Илью, сиднем сидевшего тридцать лет, и одарили его богатырской силой. Детские воспоминания и сподвигли его на исследовательскую работу.
Источники исследований Аксакова Помимо народных рассказов и «печатной сказки с лубочными картинками», Аксаков исследовал и отдельные публикации былин в сборнике Кирши Данилова в издании Калайдовича. Этот сборник «служит главным источником всех сведений наших по части песен о богатырях и времени Владимировом».
Статья К.С. Аксакова «Богатыривремён великого князя Владимира..»В обширной статье «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» Аксаков рассмотрел весь состав русского эпоса, правильно выделив его основное сюжетное ядро – былины киевского (или Владимирова) цикла. Целенаправленно сопоставляя содержание былин с летописями, Аксаков поставил вопрос об исторической достоверности народных эпических песен и, соответственно, об их временной и географической приуроченности. Это легло в основу метода исторической школы
Князь Владимир – «Красное солнышко»Происхождение былин Аксаков связывал с годами княжения Владимира I. Как более поздние он выделил былины новгородские, а также исторические песни времён Ивана Грозного.
Смещение временного пространства«Народ, продолжая петь старые песни о битвах богатырских с врагами, был тревожим новыми врагами, вызывавшими его на новые битвы. Образы этих новых врагов заменяли в его воображении образы врагов древних. Так татары заступили в песнях место печенегов и казар… Орда, в песнях. Каким-то чудом зашла в мир и эпоху Владимира»
Княжеский пир – складчина Пир складчиной – явление совершенно русское и древнее. Например, новгородский пир вскладчину во время церковного праздника Николина дня. Братчиной распоряжался специальный староста, а каждый из принявших в ней участие вносил свою долю («сыпь»). Пир у князя Владимира.За столом сидят все богатыри вместе без деления на сословия.
Богатыри русскиеДобрыня Никитич отличается добротой и прямодушием. Он всегда является олицетворением вежливости и изящного благородства.
Русские богатыриАлёша Попович – «хитрый плут, берёт обманом и скоро готов на худое», хотя ему нельзя отказать в молодецкой удали.
Илья МуромецВыше всех богатырей и самого князя поставил Аксаков крестьянина Илью Муромца. Это «могучий, спокойный, важный и тихий образ» являет собой «полное и великое сочетание силы духовной и телесной».
Илья Муромец – национальный геройВ Илье Муромце видел Аксаков олицетворение национальных качеств народа: «Как он спокоен, как медлит идти на бой, как он долготерпелив, и только в крайнем случае, когда лопнуло наконец его терпение, и вооружается он всею грозною своею силой, - как он необоримо могуч и велик. В этом образе любимого русского богатыря как не узнать образа самого народа.»
Старший богатырь Святогор Народная фантазия создала нечеловеческую мощь великана Святогора – «образ силы необъятной, чисто внешней, материальной, не нужной и бесполезной даже тому, кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается уже к стихии, как сила воды, ветра, и не возбуждает ни зависти, ни соревнования»
Прототип Ильи Муромца