PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / ЯЗЫК И РЕЧЬ
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: ЯЗЫК И РЕЧЬ


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: ЯЗЫК И РЕЧЬ


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 © Милютина М.Г. © Милютина М.Г.
Описание слайда:

© Милютина М.Г. © Милютина М.Г.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (Ян Игнаций) (1845–1929), русский и польск
Описание слайда:

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (Ян Игнаций) (1845–1929), русский и польский лингвист. Представитель польской ветви старинного французского рода, родился в Радзымине 1 (13) марта 1845. Работал в России, Австрии, Польше, писал на русском, польском, немецком, французском и других языках. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI и к которому принадлежали, в частности, императоры Латинской империи. В Польшу предок Бодуэна де Куртенэ переселился на рубеже XVII—XVIII веков[1]. Научную деятельность начинал под руководством И. И. Срезневского. В 1875 году учёный стал профессором, а в 1897 году — членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (1874—1883), Юрьевском (1883—1893), краковском Ягеллонском (1893—1899), Петербургском (1900—1918) университетах БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (Ян Игнаций) (1845–1929), русский и польский лингвист. Представитель польской ветви старинного французского рода, родился в Радзымине 1 (13) марта 1845. Работал в России, Австрии, Польше, писал на русском, польском, немецком, французском и других языках. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI и к которому принадлежали, в частности, императоры Латинской империи. В Польшу предок Бодуэна де Куртенэ переселился на рубеже XVII—XVIII веков[1]. Научную деятельность начинал под руководством И. И. Срезневского. В 1875 году учёный стал профессором, а в 1897 году — членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (1874—1883), Юрьевском (1883—1893), краковском Ягеллонском (1893—1899), Петербургском (1900—1918) университетах

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Определяя границы и объект лингвистики, Соссюр настаивает на строгом её отгранич
Описание слайда:

Определяя границы и объект лингвистики, Соссюр настаивает на строгом её отграничении от этнографии и истории, антропологии и физиологии, филологии и нормативной грамматики: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя самого». Он считает, что объектом лингвистики является язык как система знаков. Определяя границы и объект лингвистики, Соссюр настаивает на строгом её отграничении от этнографии и истории, антропологии и физиологии, филологии и нормативной грамматики: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя самого». Он считает, что объектом лингвистики является язык как система знаков. Уточняя предмет лингвистики, Соссюр представил речевую деятельность как антиномию языка и речи. «У речевой деятельности есть две стороны: индивидуальная и социальная, причём одну нельзя понять без другой», - утверждает Соссюр. Разграничивая язык и речь, Соссюр определяет язык как явление социальное и не зависящее от индивида. Речь, включая фонацию, представляет собой индивидуальную сторону речевой деятельности. Это «индивидуальный акт воли и разума».

№ слайда 8 СХЕМА 1 Речевая деятельность Индивидуальная способность Язык – социальное услови
Описание слайда:

СХЕМА 1 Речевая деятельность Индивидуальная способность Язык – социальное условие     Речь (акт индивида, реализующий его способность посредством социального условия)

№ слайда 9 Язык пассивен и имеет местонахождение в коллективе. Это социальный код, организу
Описание слайда:

Язык пассивен и имеет местонахождение в коллективе. Это социальный код, организующий речевую деятельность и образующий необходимое средство для проявления языковой способности. Речь активна и индивидуальна. Она понимается как использование способности вообще – как звукопроизводство; как индивидуальное использование кода языка в соответствии с индивидуальной мыслью.   К речи Соссюр относил по существу три ряда явлений: 1) звуковое исполнение, т.е. реализацию означающего при помощи голоса; 2) способность ассоциации звукового образа с идеей в зависимости от определённой ситуации; 3) способность сочетания знаков, т.е. конструирование фраз → речь – сложное явление, не ограничивающееся лишь фонацией.

№ слайда 10 Раскрывая соотношение двух сторон речевой деятельности, Соссюр прекрасно понимал
Описание слайда:

Раскрывая соотношение двух сторон речевой деятельности, Соссюр прекрасно понимал их взаимосвязь: «Без сомнения, в известном смысле мы знаем язык только через речь. Речь необходима для того, чтобы установился язык…». Знаменательной является следующая фраза Соссюра: «Сразу стоит уточнить, что мы рассматриваем лингвистику как науку, которая стремится соединить в одно целое две совершенно разные в своей основе вещи, настаивая при этом, что они составляют один предмет».

№ слайда 11 1. Гносеологические определения: 1. Гносеологические определения: 1) общее – час
Описание слайда:

1. Гносеологические определения: 1. Гносеологические определения: 1) общее – частное 2) абстрактное –конкретное 3) существенное – несущественное 4)сущность – явление 5)содержание – форма 6)необходимое – случайное 2. Онтологические определения: 1)психическое – физическое (физиологическое), или виртуальное – актуальное 2) система – текст, или система – функция; прагматика – синтагматика 3) однородное – неоднородное 4) инвариант – вариант, или постоянное – изменчивое; норма – отклонение 5)целое – часть 6)процесс – квант процесса 7) сознание – мышление 3.Прагматические определения : 1)социальное – индивидуальное 2)узуальное – окказиональное 3)код – сообщение, или порождающее устройство – функционирование этого устройства

№ слайда 12 Щерба выделяет три аспекта языка: Щерба выделяет три аспекта языка: речевая деят
Описание слайда:

Щерба выделяет три аспекта языка: Щерба выделяет три аспекта языка: речевая деятельность, языковая система, языковой материал. Речевая деятельность (1 аспект) это процессы говорения и понимания. Путём умозаключений из актов говорения и понимания общественной группы извлекаются словари и грамматики, т.е. языковая система (2 аспект). Все языковые величины словаря и грамматики могут быть выделены только из процессов говорения и понимания, которые в такой функции называются языковым материалом (это тексты, рукописи, книги) – 3 аспект. Щерба указывает, что языковая система и языковой материал – это лишь разные аспекты речевой деятельности. Щерба, как и Соссюр, подчёркивает социальную ценность языковой системы. В работе Л.В. Щербы внимание акцентируется , в частности, на том, что речевая деятельность обусловлена сложным речевым механизмом человека – индивидуальной речевой системой, которая в современной психолингвистике терминологически обозначается как психофизиологическая речевая организация индивида

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 «В структурах, составляющих язык, важно различать то, что является нормальным, и
Описание слайда:

«В структурах, составляющих язык, важно различать то, что является нормальным, или всеобщим (норма), и то, что является функциональным (система)... В определённом смысле норма шире, чем система, ибо норма содержит большее число признаков (так, в случае с <г> , согласно норме, следует различать взрывность и фрикативность, тогда как с функциональной точки зрения эти признаки нерелевантны). Однако в другом смысле норма уже, чем система, поскольку она связана с выбором в пределах тех возможностей реализации, которые допускаются системой» (Э.Косериу) Схема – это язык как чистая форма (модель). Она не зависит от социальной реализации и материального оформления. Норма – это материальная форма, связанная с социальной реализацией, но независимая от деталей проявления. Узус – это совокупность навыков, принятых в данном обществе и обусловленных определёнными проявлениями. Акт – это индивидуальный речевой поступок, собственно говорение.

№ слайда 15 Речь в противоположность языку всегда целенаправленна и ситуативно привязана Реч
Описание слайда:

Речь в противоположность языку всегда целенаправленна и ситуативно привязана Речь в противоположность языку всегда целенаправленна и ситуативно привязана Ситуативность речи заключается в том, что в неё, помимо ориентации на язык, включаются активным образом эмоциональный и психологический, а также модально-оценочный компоненты, кроме того, конкретные экстралингвистические условия речевого акта. Пользуясь семиотической терминологией, можно объяснить дихотомию языка и речи следующим образом: язык есть знаковая система, знающая лишь две координаты – синтактику и семантику. А речь – это знаковая система, в которой к двум указанным приплюсовывается ещё прагматика.

№ слайда 16 1) реализация и обнаружение в ней языковой системы, которая как таковая не дана
Описание слайда:

1) реализация и обнаружение в ней языковой системы, которая как таковая не дана в непосредственном наблюдении и проявляет себя во всей полноте в речевых произведениях; 1) реализация и обнаружение в ней языковой системы, которая как таковая не дана в непосредственном наблюдении и проявляет себя во всей полноте в речевых произведениях; 2) линейная развёрнутость во времени – последовательное употребление языковых знаков; 3) наличие способа осуществления (темпа, продолжительности и т.д.); 4) эффективность («коэффициент полезного действия») – степень новизны, достижение определённых коммуникативных целей и задач; 5) индивидуальность по содержанию и способу организации языковых средств, отражающая индивидуальность говорящего и проявление его сознания; 6) выражение коммуникативной информации, в отличие от понятийной информации языковых знаков; 7) контекстная и ситуативная обусловленность выбора языковых знаков; 8) языковая вариативность (язык относительно стабилен и постоянен, т.е. инвариантен); 9) наличие направленной обращённости – адресатности (язык не имеет этого параметра); 10) формальная и смысловая связность и целостность (язык является не текстом, а системой языковых единиц, при помощи которых создаются тексты); 11) бесконечность в количественном отношении (язык относительно конечен в количестве своих единиц)

№ слайда 17 - сегментный ярус, на котором речевой поток членится на воспринимаемые отрезки в
Описание слайда:

- сегментный ярус, на котором речевой поток членится на воспринимаемые отрезки в виде линейной прямой; - сегментный ярус, на котором речевой поток членится на воспринимаемые отрезки в виде линейной прямой; - сверхсегментный ярус, или паралингвистический, ярус, ко­торый накладывается на сегментный (интонация) и дополняет высказывания своеобразными смысловыми оттенками; он всегда модален и нередко повышенно эмоционален; - кинетический ярус, являющийся по существу внеязыковым (экстралингвистическим), но существенно дополняющий смысл высказывания при помощи жестов и мимики. Кинетика нередко предопределяет интонационный рисунок высказывания, его морфологическую, лексическую и синтаксическую организацию.

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Объектом языкознания является речевая деятельность (в понимании Ф. Де Соссюра и
Описание слайда:

Объектом языкознания является речевая деятельность (в понимании Ф. Де Соссюра и др.), т.е. языковые средства в процессах порождения речи и её понимания, в дискурсе и тексте (точка зрения Н.Ф.Алефиренко). Это положение можно выразить формулой: Объектом языкознания является речевая деятельность (в понимании Ф. Де Соссюра и др.), т.е. языковые средства в процессах порождения речи и её понимания, в дискурсе и тексте (точка зрения Н.Ф.Алефиренко). Это положение можно выразить формулой: РД = язык (система + норма) + речь. В наиболее общем виде можно сказать, что объектом любого лингвистического иссле-дования является совокупность явлений языка и речи, а предметом – система абстрак-тных, научно достоверных построений, отражающих уровень познания языка. При этом один и тот же предмет может быть представлен разными научными моделями (мы уже говорили об изменчивых образах языка).

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru