I тур Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд. В игре вам могут встретиться сектора: «сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются. « » - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы. «своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда. II тур Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.
Вопрос 10: Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении: Вопрос 10: Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении: Звонко чирикая, воробьи купались в луже. Ответ: Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство.
Вопрос 20: Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их: Петька бежал, сломя голову. Ответ: Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется.
Вопрос 30: Расставьте знаки препинания в предложении: Вопрос 30: Расставьте знаки препинания в предложении: Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты. Ответ: Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты.
Вопрос 40: Музыкальная пауза Вопрос 40: Музыкальная пауза
Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки? Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки? 1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 3. Возвратясь домой, шёл дождь. Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.
Вопрос 10: О какой части речи эта загадка? Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Ответ: Деепричастие.
Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв: Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв: БАСЬЯУЛЫ Ответ: Улыбаясь.
Вопрос 30: Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Вопрос 30: Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Дружба как стекло, … не сложишь. Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь.
Вопрос 40: Что общего в этих предложениях? Вопрос 40: Что общего в этих предложениях? По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов). Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов). А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов). Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются.
Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодурский водопад”, Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодурский водопад”, сколько здесь деепричастий? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Ответ: 48
Вопрос 10: Что называют деепричастием? Вопрос 10: Что называют деепричастием? Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость).
Вопрос 20: Какое слово является деепричастием? Вопрос 20: Какое слово является деепричастием? 1. Дерзок 3. Построенный 2. Летает 4. Подпрыгивая Ответ: Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное): например, бежал (как?) подпрыгивая.
Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении: Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении: Волнуясь, она подошла к склону холма. Ответ: Волнуясь (что делая?) – деепричастие. 1. Волнуемся + -я- 2. Морф. признаки: несов. вида, возвратное. 3. Подошла волнуясь (обстоятельство).
Вопрос 40: Какими признаками наречия обладает деепричастие? Вопрос 40: Какими признаками наречия обладает деепричастие? Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
Вопрос 50: «Сюрприз». Дополни правило. Вопрос 50: «Сюрприз». Дополни правило. Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие. Ответ: Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие.
Вопрос 10: Назовите способ словообразования деепричастий. Вопрос 10: Назовите способ словообразования деепричастий. Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования.
Вопрос 20: Разбери деепричастие вытираясь по составу Вопрос 20: Разбери деепричастие вытираясь по составу Ответ: Вытираясь
Вопрос 30: Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида. Вопрос 30: Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида. Ответ: Суффиксы деепричастий совершенного вида: -в, -вши, -ши; суффиксы деепричастий несовершенного вида: -а, -я.
Вопрос 40: «Своя игра». Вопрос 40: «Своя игра». Как образовались деепричастия плача и увлёкшись? Ответ: Плача - деепричастие несовершенного вида образовано от основы глагола настоящего времени плачем с помощью суффикса -а; увлёкшись деепричастие совершенного вида образовано от основы инфинитива увлечься с помощью суффикса -ши.
Вопрос 50: Придумайте деепричастие, соответствующее схеме: Вопрос 50: Придумайте деепричастие, соответствующее схеме:
Вопрос 10: Выберите правильную букву и объясните выбор. Вопрос 10: Выберите правильную букву и объясните выбор. К..саясь (а/о) Ответ: Касаясь (после корня с чередующейся гласной а есть суффикс -а-).
Вопрос 20: Укажите слитно пишущееся деепричастие с не: Вопрос 20: Укажите слитно пишущееся деепричастие с не: 1) (не) вернувшись 2) (не) играя 3) (не) годуя 4) (не) учась Ответ: 3) Негодуя.
Вопрос 30: Музыкальная пауза Вопрос 30: Музыкальная пауза
Вопрос 40: Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях. Вопрос 40: Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях. Бл…стая, в…дыхая Л…ская, выр…стая. Ответ: Блистая, вырастая (корни с чередованием гласных), вздыхая (приставка, оканчивающаяся на з), лаская (проверяемая безударная гласная в корне слова).
Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее». Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее». А) (не) решая, (не) посмотрев Б) (не) сказав, (не) читая В) (не) навидя, (не) годуя Г) (не) думая, (не) поднимая Д) (не) говоря, (не) прыгая Ответ: В) ненавидя, негодуя, так как эти деепричастия пишутся слитно с не.
Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола. Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола. Какое утверждение, на ваш взгляд, верное? Ответ: Единого мнения о деепричастии на сегодняшний день нет.
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Русский язык. Справочник школьника / Сост. О.В. Галаева; Под. ред. В. В. Славкина. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. Ломоносова, 1996. http://festival.1september.ru