Термин «функция» пришёл в языкознание, с одной стороны, из физиологии и социологии, а с другой стороны – из математики. Термин «функция» пришёл в языкознание, с одной стороны, из физиологии и социологии, а с другой стороны – из математики. В первом случае под функцией понимается роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе, во втором – язык, как строгая система, есть функция, т.е. детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества. От того, как понимается язык и его сущность, зависит и то, какие функции ему приписываются.
В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности: общения и поэтическая. В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности: общения и поэтическая. Одним из первых поставил проблему функциональной дифференциации языка (и речи) Лев Петрович Якубинский в статье «О диалогической речи» (1923). Понятие «функциональности речи» встречается в те же годы и в работах членов Московского лингвистического кружка, в особенности у Григория Осиповича Винокура.
Функции языка первоначально стали систематизировать в соответствии со структурой коммуникативного (речевого) акта, простейшая схема которого выглядит так. Функции языка первоначально стали систематизировать в соответствии со структурой коммуникативного (речевого) акта, простейшая схема которого выглядит так.
1) функцию выражения, или экспрессивную, которую соотнёс с говорящим, 1) функцию выражения, или экспрессивную, которую соотнёс с говорящим, 2) функцию обращения, или апеллятивную, которую соотнёс со слушающим, и 3) функцию сообщения, представления, или репрезентативную, которую соотнёс с предметом, о котором идёт речь. ※ Карл Людвиг Бюлер (нем. Karl Ludwig Bühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден — 24 октября 1963, Лос-Анджелес) — немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.
Сообщение (референция) – коммуникативная Ф. + когнитивная Ф. Адресант + адресат – регулятивная Ф. + экспрессивная Ф. Контакт – контактоустанавливающая Ф. (фатическая) Код – метаязыковая Ф. Контекст – поэтическая (эстетическая)
Рома н О сипович Якобсо н (англ. Roman Jakobson, 11 (23) октября 1896, Москва — 18 июля 1982, Бостон, США) — российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник Первого русского авангарда. Труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания.
Речевое взаимодействие является частным случаем взаимодействия вообще. Речевое взаимодействие является частным случаем взаимодействия вообще. Четыре основных типа взаимодействия: времяпрепровождение, ритуал, игра, процедура.
Э рик Ле ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 г., Монреаль, Канада — 15 июля 1970 г.) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. transaction — сделка, соглашение), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний. Э рик Ле ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 г., Монреаль, Канада — 15 июля 1970 г.) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. transaction — сделка, соглашение), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Лю двиг Йо зеф Иога нн Витгенште йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Лю двиг Йо зеф Иога нн Витгенште йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.
К лингвистическим играм, по мнению Л.Витгенштейна, можно отнести самые разнообразные формы обращения к языку: выражение приказов и подчинение им, описание внешнего облика объекта или его физических параметров, конструирование объекта в соответствии с описанием, отчет о событии, размышление о событии, составление и проверка гипотез, представление результатов эксперимента в таблицах и диаграммах, составление рассказа и его чтение, актерское мастерство, пение, отгадывание загадок, придумывание шутки и ее пересказ, решение проблемы с помощью арифметических действий, перевод с одного языка на другой, постановку вопроса, выражение благодарности, проклятия, приветствия, молитвы и многое другое. К лингвистическим играм, по мнению Л.Витгенштейна, можно отнести самые разнообразные формы обращения к языку: выражение приказов и подчинение им, описание внешнего облика объекта или его физических параметров, конструирование объекта в соответствии с описанием, отчет о событии, размышление о событии, составление и проверка гипотез, представление результатов эксперимента в таблицах и диаграммах, составление рассказа и его чтение, актерское мастерство, пение, отгадывание загадок, придумывание шутки и ее пересказ, решение проблемы с помощью арифметических действий, перевод с одного языка на другой, постановку вопроса, выражение благодарности, проклятия, приветствия, молитвы и многое другое.
В сфере общения ведущей функцией языка является коммуникативная. В сфере общения ведущей функцией языка является коммуникативная. В речевой деятельности она выступает в одном из трех возможных вариантов: а) индивидуально-регулятивная функция; б) коллективно-регулятивная функция; в) саморегулятивная функция
В настоящее время в лингвистике принят полифункциональный подход к языку. В лингвистической литературе выделяют тесно связанные с коммуникативной ещё две взаимосвязанных функции языка (их выделение в качестве самостоятельных отнюдь не бесспорно): функцию выражения мысли и функцию конструирования мысли (конструирующую). А. Мартине постулирует наличие трёх Ф. я.: главной — коммуникативной, выразительной (экспрессивной) и эстетической, тесно связанной с первыми двумя.
Предлагает выделять следующие функции: Предлагает выделять следующие функции: коммуникативную, орудия мышления, овладения общественно-историческим опытом, национально-культурную, орудия познания.
В числе функций языка назвал четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления обществ, опыта и знаний). В числе функций языка назвал четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления обществ, опыта и знаний). В числе функций речи — шесть: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую.
Он выделяет: Он выделяет: функции фонологические, функции морфосемантической и морфотактической мотивации (главные функции морфологии), лексическую функцию обогащения лексикона (словообразовательный уровень), функцию предикации (синтаксический уровень)
Коммуникативная функция Когнитивная функция Эмотивная функция