Дифференциация Ч-ЩТема: Дифференциация согласных звуковучитель-логопед МБОУ СОШ №9 ст. Староминская Краснодарский крайМиронова Жанна Евгеньевна
Цель:Дифференциация звуков [ Ч] - [ Щ] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Дифференцировать звуки [Ч] - [Щ]Развивать внимание, память, ассоциативное мышление;Развивать у детей общую и мелкую моторику; Воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности, любовь к окружающему миру.
Рассмотрите и назовите картинки.Щука, часы, чайка, клещи, щетка, чайник
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ– вот огромный меч.
2.Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.ча-ща чу-щу че-ще що-чо ще-че чо-що чи-щи ща-ча щу-чущи-чи чу-ча-ща щу- ща-ча
Назови картинки, в названии которых слышится звук Ч, затем картинки, в названии которых слышится звук Щ.
Определить позицию звука Ч, Щ в словах
Закончи слова слогом «ЧА»
Вставить пропущенный слог ЧА или ЩАку… у…щийся …вельро… на…ло …шасве… пло..дь …сики Вставить пропущенный слог ЧУ или ЩУле… встре… …ката… заме… …жойвер… закри… …лок
Четко проговори пары слов. Уточни их значение.Горячие щи. Горячие щеки. Колючая щетка. Колючий характер.Черный щенок. Черные мысли.Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
Послушай пары слов и составь с ними предложения.Плащ - химчистка. Пещера — бочки. Чинить - ящик. Встреча — площадь. Считать - чек. Речка — удилище. Тащить - кирпичи. Черепаха — щенок. Чебуреки - товарищи. Чулан — вещи. Выключатель-помещение. Ящик — ключи.
По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.) Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.) Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)
По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Ч. Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик. Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.) Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.) Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.) Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.) Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношенияЩеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.Щенок на даче все в ящик тащит.Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Спиши текст, выделяя Щ и ЧЧерный чистенький щенок чем-то перепачкал бок. Мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал.
Использованные материалы и литератураО.Александрова /Азбука для малышейФ.Рау, В.И. Рождественская /Смешение звуков речи у детейhttp://logoped18.ru/logopedist/differentsiatsiya-zvukov-ch-shch.php/ Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна