Занятие №2. Что мы знаем о языке? Язык как средство общения и как знаковая система. Формы существования языка. Самая большая ценность народа- его язык ,на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении , но мысли наши все формируются языком. Д.С. Лихачев
1. В целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиске слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. 2. Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но я лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил её суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Сочность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении.
Язык-средство общения. Язык состоит из единиц: -звук; -морфема; -слово; -свободное словосочетание; -предложение (простое и сложное); -текст. Единицы языка связаны друг с другом и образуют уровни: Фонетический, Морфемный, Лексический, Морфологический, Синтаксический.
Язык -знаковая система, т.е. язык-это система знаков, несущих информацию, предполагающих не предметно-осязательное , а абстрактно-логическое восприятие этой информации. Существует два типа знаков: естественные(знаки-признаки), искусственные (знаки-информанты).
Какую информацию несут естественные знаки? 1.Листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; 2.У телевизора исчез звук; 3.Ласточки низко летают над землей; 4.Фрукты очень мелкие; 5.Компьютер не выполняет команду, «завис»?
Формы языка : СОВЕРШЕННАЯ,ЯРКАЯ,УТОНЧЕННАЯ отделка КОЛОРИТНАЯ ПРОСЛОЙКА НАДЕЖНАЯ «подошва»,основа
Именно литературный язык обслуживает различные сферы человеческой деятельности: -политику; -культуру; -делопроизводство; -словесное искусство; -бытовое общение; -межнациональное общение; -науку; -образование и т.д. Литературный язык тоже имеет две формы: -устную; -письменную.
Рефлексия. 1. Помогло ли вам занятие вспомнить и обобщить ранее изученное о языке? 2. А что новое узнали вы сегодня? В чем, по-вашему, следует разобраться поглубже? 3. Соотносится ли тема занятия с задачами курса? Как?