Чередование звуков
Предупредительно-объяснительный диктант. ЛистопадКружатся желтые листья, падают к твоим ногам. Желтые листья – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают ее ветвям. Листья ее расходуют, испаряют.Осенью расход воды больше прихода. Дерево должно расстаться с листвой, чтобы не погибнуть от засухи4. (По Н. Надеждинской.)
Словарно-орфографическая работа.– Можно ли эти слова считать однокоренными?– Что интересного вы здесь заметили?
Работа по теме урока. 1. Знакомство с материалами учебника, с. 167.2. Выполнить упражнения 408.
3. Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи.Друг, дружить, друзья (г // ж // з)Лег, лечь, лежать; купить, куплю; пеку, печка; глухой, глушь; послать, пошлю; любить, люблю; успех, успешный; растить, выращивать; горох, горошек.
Определить, в какой морфеме произошло чередование. От существительных образовать слова с суффиксом Замок, порядок, лужок, кружок, пирожок.
Найдите и выпишите слова с чередующимися согласными. 1. Лесник может по птичьим крикам определить, какая птица пролетела. 2. Я люблю слушать, как кричат чайки. 3. Я сижу на песчаном берегу и слежу за полетом птиц. 4. Брат принес маленького смешного щенка. 5. Мне все здесь мило, здесь отчий дом.
Игра «Составь слово».Соедините выделенные морфемы: Попробуйте сами составить вариант игры.
Домашнее задание: упражнение 409.