Выполнила: слушатель ФПК и ПП группа 2-14 ПФ Гвоздарева Ирина Васильевна Руководитель: к.п.н., доцент Золотова Мария Юрьевна КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ФИТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность. Общеизвестно, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, который снижает уровень развития физических способностей, ухудшает состояние их здоровья. Успешное решение задач физического развития во многом зависит от внедрения современных технологий в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести упражнения и игры с применением физкультурного оборудования и инвентаря используемого в фитнесе. Упражнения с фитболом позволяют повысить и разнообразить двигательную активность детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Эффективность применения гимнастических упражнений с фитболами подтверждается научными исследованиями медиков, психологов, педагогов. Однако исследований, направленных на изучение комплексного воздействия физических упражнений с фитболом на развитие физических способностей, укрепления здоровья, не достаточно. Необходимо шире раскрыть возможности воздействия занятий с фитболами на организм детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том что, процесс развития и совершенствования физических способностей у детей дошкольного возраста станет более эффективным при условии системного подхода и методически грамотно выстроенного процесса обучения и оздоровления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений с мячом-фитболом.
Объект исследования: процесс развития физических качеств детей дошкольного возраста. Предмет исследования: комплексное воздействие упражнений с фитболом на развитие физических способностей детей 6-7 лет.
Цель исследования: определить эффективность комплексного воздействия упражнений с фитболом на развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: Изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме использования фитболов в физическом развитии детей. Разработать методику развития физических качеств дошкольников посредством упражнений и подвижных игр с фитболом. Доказать педагогическую эффективность применения комплексов упражнений и игр с использованием фитболов в физическом воспитании детей в ДОУ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в определении возможных путей использования комплексного воздействия упражнений с фитболами для развития физических способностей, профилактики и коррекции нарушений осанки, развития музыкально-ритмических способностей и эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста в учреждения различного типа и вида. Предложенный материал может быть использован педагогами как во всех формах организации физического воспитания в дошкольных учреждениях, так и в содержание программ кружковой физкультурно-оздоровительной работы.
Методы исследования: Метод теоретического анализа и синтеза. Методы педагогического исследования: а) педагогическое наблюдение б) педагогическое тестирование в) педагогический эксперимент 3. Методы математической статистики
Организация исследования I этап – констатирующий (с мая 2015 г. по август 2015 г.) II этап - формирующий (с сентября 2015 г. по январь 2016 г.) Периоды: подготовительный, основной и контрольный. III этап - заключительный (с февраля 2016 г. по апрель 2016 г.)
Участники эксперимента Для реализации эксперимента после диагностического обследования были сформированы две идентичные группы детей 6-7 лет (контрольная и экспериментальная). Общее число дошкольников составило 30 человек. В каждой по 15 человека, из них по 8 девочек и по 7 мальчиков. Однородность обеих групп определялась такими показателями как возраст, пол, исходный уровень физического развития и физической подготовленности. Было обследовано 30 детей в подготовительных группах № 3, 4 МДОУ детского сада № 5 «Одуванчик» с. Ашитково Воскресенского района Московской области.
Особенности методики комплексного воздействия фитбол-гимнастики на развитие физических способностей дошкольников В сложившейся системе, взаимодействия педагога и ребенка по применению мячей-фитболов в физическом воспитании, условно можно выделить четыре этапа: подготовительный (вторая половина года в средней группе), элементарный (первая половина года старшей группы), базовый (2-ая половина года старшей и 1-ая половина года в подготовительной группе), творческий (вторая половина года подготовительной к школе группы).
Задачи подготовительного этапа: создать представление о форме и физических свойствах фитбола, сформировать «чувство мяча», научить основным динамическим движениям с мячом, которые соответствуют возможностям детей. В элементарный этап включены следующие задачи: учить правильной посадке на неподвижном мяче; разучивать динамические упражнения на фитболе в исходных положениях сидя и лежа на мяче; осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостра ховки; обучать прыжкам сидя на фитболе.
Задачи базового этапа: продолжать разучивать динамические упражнения на фитболе из различных исходных положений; уменьшать площадь опоры о фитбол; разучивать комплексы ОРУ, музыкально-ритмические упражнения с мячом. Задачи творческого этапа: закреплять умение двигаться с мячом, постепенно повышая требования к результату действия; увеличивать вариативность гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами; создавать условия для творческого совершенствования техники двигательных действий с мячом.
Динамика уровня развития физических способностей старших дошкольников на конец эксперимента Скоростные способности
Скоростно-силовые способности
Гибкость
Координационные способности
Результаты педагогического эксперимента показали существенные улучшения показателей развития координационных способностей, а так же гибкости. Вместе с тем, упражнения с фитболами способствуют повышению скоростно-силовых и силовых способностей, что доказано некоторыми статистически достоверными показателями контрольной и экспериментальной групп. Проведенный эксперимент показал эффективность целенаправленного, комплексного подхода в использовании мячей-фитболов на занятиях по физической культуре для развития физических способностей детей дошкольного возраста 6-7 лет.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!