«РАДУГА» основная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада
Важные преимущества программы «Радуга» «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалиии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л. С. Выготского. «Радуга» – апробированная на практике надежная программа, располагающая обширным многолетним опытом успешного достижения тех целей, которые определены федеральными государственными требованиями. «Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников. «Радуга» – развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающего системную подготовку ребенка к последующей ступени образования. «Радуга» - программа адресованная массовому детскому саду.
«Радуга» – первая программа нового поколения, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней воплотилась в реальную педагогическую практику: - новая гуманистическая Концепция дошкольного воспитания, - были утверждены ценности уважения к формирующейся личности ребенка, - внимание к его душевному состоянию, - понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентным и доброжелательным взрослым. Обновленный вариант доработан в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ Программа является современной интегративной, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Программа: Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; Сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики; Соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале; не допуская перегруженности детей; Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, с использованием ведущей деятельности дошкольников – игры как основы
организации жизнедеятельности детского сообщества. Центральная идея отечественной психологической школы – это идея о творческом характере развития. Программа рассматривает ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. организации жизнедеятельности детского сообщества. Центральная идея отечественной психологической школы – это идея о творческом характере развития. Программа рассматривает ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Реализуя принцип развивающего образования, программа авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Особенностью программы, является то, что каждое из направлений представлено помимо перечня приобретаемых ребенком ЗУН в каждый возрастной период, в терминах показателей психического развития, понимаемого в русле отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Самостоятельные виды деятельности: познавательная деятельность, результатом которой к концу периода дошкольного детства является такое новообразование, как первичная связная картина мира и расширение кругозора детей. В процессе познавательного развития решаются следующие задачи: - сенсорное развитие;
интеллектуальное развитие детей; интеллектуальное развитие детей; речевое развитие детей; формирование элементарных математических представлений детей; развитие исследовательской деятельности прежде всего в форме детского экспериментирования и наблюдения; формирование представлений о безопасном поведении человека в природе, быту, в обществе. Деятельность общения (коммуникация), которая может иметь разное содержание(личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный). Задача: формирование у детей способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, основанных на развитой устной речи. Продуктивная деятельность, направленная на получение продукта (рисунка, скульптурной фигурки, изделия, постройки) или результата – труд. Она неразрывно связана с развитием детского творчества, конструированием, приобщение к искусству. Задачи: формирование представлений о деятельности взрослых и роли труда в жизни обществе; продуктивной художественной творческой деятельности; собственной практической деятельности в быту, соответствующей возрастным возможностям, потребностям, интересам.
Игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; Игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; Учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста, в дошкольном возрасте формируется ее предпосылка. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций: - познания, - общения, - созидания, формирование мотивации учения (старший дошкольный возраст).
Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на: Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения); Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; Самостоятельную деятельность детей: Взаимодействие с семьями воспитанников. Программа задумана и реализована как: Комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития, детей дошкольного возраста; Массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России ; Личностно ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.
Структура программы Цели: - Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. - Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка - Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБЛАСТИ ФК – физическая культура З - здоровье Б - безопасность С - социализация Т - труд П - познание К - коммуникация Ч – чтение художественной литературы ХТ – художественное творчество М - музыка Интеграция образовательных областей осуществляется посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм, методов и приемов, обусловленных возрастными особенностями детей, принципов организации и руководства. Они едины для всех направлений и объединяют компоненты в единую систему.
Обязательная часть программы Обязательная часть программы
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Результаты освоения программы делятся на итоговые и промежуточные. По итогам освоения программы «Радуга» каждый ребенок: Достаточно физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими и двигательными навыками. Любознательный. Эмоционально-отзывчивый. Общительный, владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА «РАДУЖНОЙ» ГРУППЫ Доброжелателен и спокоен. Дружелюбен к другим людям и живым существам. Умеет договариваться со сверстниками и взрослыми. Имеет сферу собственных познавательных интересов. Ведет себя в обществе в соответствии с принятыми культурными нормами. Психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности. Хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости. Инициативен в творчестве и игре. Имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других.