паспорт рабочей программы группы общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №39 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Основные характеристики особенностей развития детей четвертого года жизни 1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность второй младшей группы по реализации Программы 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие детей четвертого года жизни 2.1.2. Познавательное развитие детей четвертого года жизни 2.1.3. Речевое развитие детей четвертого года жизни 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни 2.1.5. Физическое развитие детей четвертого года жизни 2.2. Традиции второй младшей группы III. Организационный раздел 3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы 3.2. Режим дня 3.3. Предметно-развивающая среда группы 3.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА Программа разработана в соответствии: с международными правовыми актами: Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990); Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959) Законами РФ и документами Правительства РФ: ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.); «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.); Документами Федеральных служб: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26); Нормативно-правовыми документами Минобразования России: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Основные характеристики особенностей развития детей четвертого года жизни 1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
1.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
В ПРОГРАММЕ УЧИТЫВАЮТСЯ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество учреждения с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей 4-го года жизни разработана с учетом реализации ее в группе общеразвивающей направленности с постоянным посещением детей в количестве 24 человек, из них данную возрастную группу посещают 15 мальчиков и 9 девочек. Группа общеразвивающей направленности функционирует в режиме посещения полного дня (12 часового пребывания). Группа функционирует в режиме 5- дневной рабочей недели. Рабочая программа воспитания, образования и развития детей 4-го года жизни разработана с учетом реализации ее в группе общеразвивающей направленности с постоянным посещением детей в количестве 24 человек, из них данную возрастную группу посещают 15 мальчиков и 9 девочек. Группа общеразвивающей направленности функционирует в режиме посещения полного дня (12 часового пребывания). Группа функционирует в режиме 5- дневной рабочей недели.
Направления программы социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно – эстетическое развитие физическое развитие
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Рабочая программа по воспитанию, развитию и образованию детей 4-го года жизни , обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. На создание развивающей образовательной среды , которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми -игра, экскурсия, труд, занятия, экспериментирование, проектная деятельность и организации различных видов детской деятельности. Решение программных образовательных задач осуществляется в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
1.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать от 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы, в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.3. Планируемые результаты освоения ООП ДО Физическое развитие: сформированы первоначальные представления о способах обеспечения сохранности своего организма; сформированы умения и навыки самообслуживания и личной гигиены; сформировано умение активно выполнять осваиваемые движения; Познавательное развитие: сформированы умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения; сформированы умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; сформированы знания об объектах городской инфраструктуры; сформированы умения видеть общий признак предметов группы; сформированы умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; сформированы знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); сформированы умения ориентироваться в пространстве: вверху – внизу, впереди сзади, справа – слева. Знает правую и левую руки; сформированы умения ориентироваться в частях суток: день-ночь, утро-вечер; сформированы умения понимания взаимосвязи в природе. Знает правила поведения в природе.
Планируемые результаты освоения ООП ДО Речевое развитие: умение использовать глаголы, что придает речи динамизм, организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для коротких текстов повествовательного характер; умение грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек; понимание и употребление предлогов (в, на, за, под); понимание и соотнесение с игрушками и картинками названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; умение правильно и четко произносить все гласные звуки, свистящие согласные, четко произносить слова, вслушиваться в их звучание; умение слушать и воспринимать художественные произведения, договаривать слова из текста, повторять за взрослым; умение выразительно воспроизводить звукоподражание и стихотворные строки; умение вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; умение использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими жизненными проявлениями; умение в речи выражать свое отношение к воспринимаемому, с помощью взрослого находить образные слова для выражения своих чувств.
Планируемые результаты освоения ООП ДО Социально-коммуникативное развитие Умение распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях, дифференцируя по возрасту и полу. Умение различать полярные (веселый - грустный) эмоциональные состояния близких людей, сверстников, проявляет внимание, заботу по отношению к ним. Умение идентифицировать себя с представителями своего пола. Умение дифференцировать детей по возрасту и полу, распознавать детей, взрослых, стариков на фотографиях, иллюстрациях, в реальной жизни. Проявление внимания, заботы, по отношению к людям разного возраста и пола. Включение в совместную деятельность, выполнение требований к поведению в детском саду и семье. Восприятие взрослых людей как представителей определенного пола; проявление заботливого, доброжелательного отношения к взрослым людям разного пола. Сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней; знают название города (посёлка), в котором они живут. Художественно-эстетическое развитие: сформировано умение создавать образы, соотносить, использовать средства выразительности; сформированы представления о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации; сформированы представления об эстетических признаках объектов окружающего мира.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ образовательная деятельность группы общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни по реализации программы Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Традиции группы «Ангелочки» 1. Поздравь именинника 2. Сказки «Волшебного сундучка»
Наглядно-дидактические пособия Фрукты (муляж) Овощи (муляж) Домашние животные (муляж) Матрёшки Папка «Различаем цвета» Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» Транспорт в картинках. Выпуск 1. Наземный транспорт. Осень в картинках. Зима в картинках.
Наглядно-дидактические пособия
Наглядно-дидактические пособия Демонстрационный материал Домашние птицы Серия – игра «Забавы в картинках» Природные и погодные явления Четыре сезона (зима) Четыре сезона (весна) Времена года Детям о времени Предметы и контуры Три медведя. Игра - лото Не играй с огнём! Учим дорожные знаки Внимание! Дорога!
Наглядно-дидактические пособия Серия «Уроки для самых маленьких» Дорожная азбука Домашние животные и птицы Инструменты Дикие животные Еда и напитки Сравниваем противоположности Времена года. Природные явления. Времена суток Цифры и фигуры Птицы Животные России Деревья Овощи и фрукты