Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Мурманска детского сада комбинированного вида № 130
Образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №130 состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования разработана с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (ОПДО).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программа реализуется: в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; Включены вопросы коррекции детей с ЗПР и ОНР (адаптированная программа). Срок реализации Программы – 5 лет. Структура Программы Программа составлена в соответствии с направлениями развития и образования дошкольников Корректируется в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования; контингентом детей и их заболеваниями; образовательным запросом родителей воспитанников
Ресурсное обеспечение Программы Обязательная часть Примерная общеобразовательня программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:Москва-Синтез,2015; Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – Москва «Просвещение», 2010; Подготовка к школе детей с ЗПР/ под редакцией С.Г. Шевченко, Р.Д.Тригер. – Москва «Школьная пресса», 2004; Часть, формируемая участниками образовательных отношений В методический комплект МБДОУ включены: Рабочая программа «Развитие у дошкольников с ОНР регуляции дыхания посредством обучения техникам плавания и элементам ныряния», разработанная с учетом программы Е.К.Вороновой «Программа обучения плаванию в бассейне ДОУ» «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева)
Цель и задачи реализации Программы Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям.
Принципы и подходы к формированию Программы индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка); признание каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; поддержка детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка; интеграция усилий педагогов ДОУ и семей воспитанников; конкретность и доступность учебного материала, соответствие индивидуальным и возрастным особенностям и воспитанников; систематичность и взаимосвязь учебного материала; постепенность подачи учебного материала; концентричность наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп в пяти образовательных областях программы; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; обеспечение единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач образовательного процесса; учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.
Подходы:
Приоритетные направления деятельности МБДОУ Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в начальной школе (функционируют группы для старших дошкольников) Квалифицированная коррекция ЗПР и ОНР воспитанников (группы для детей с ОВЗ)
Структура групп МБДОУ в 2015-2016 учебном году
Образовательные области
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет в них инициативу и самостоятельность, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения. Способен выбирать себе род занятий, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, знаком с произведениями детской литературы. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, психофизические качества, он владеет основными движениями, контролирует их, управляет ими. Ребенок способен к волевым усилиям, умеет подчиняться правилам и социальным нормам, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира, склонен наблюдать, экспериментировать.
Разнообразие способов и направлений поддержки детской инициативы Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами. Создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам. При необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения. Презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам.
Особенности содержания культурных практик с детьми Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная Сенсорные и интеллектуальные практики Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников Цель. Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи: установить партнерские отношения с семьей для развития и воспитания каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Принципы формирования предметно-пространственной среды Трансформированность Эстетичность