Европейская культура Нового времени. Европейская культура Нового времени. Эпоха просвещения. Барокко. Классицизм. Рококо. Рококо в архитектуре. Рококо в живописи. Декоративно-прикладное искусство. Заключение.
Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования.. Общими для ”просветителей” являлись цели и идеалы: свободы, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и “третьего” сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры. Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования.. Общими для ”просветителей” являлись цели и идеалы: свободы, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и “третьего” сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры. Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка и Т. Гоббса. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. ( Его представителями были Новалис, Ф.Шиллер, Гете, А.Шлегель).
Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм. Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм.
Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Эстетические принципы классицизма: Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Эстетические принципы классицизма: 1. идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности 2. приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного 3. пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью. Классицизм проявил себя прежде всего в архитектуре (К.Леду, Ж.Габриэль,. Ф.И.Казаков), в живописи (Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо), в музыке и литературе. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества.
Архитектурный стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектурный стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза». Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.
Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, похоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа – культуры индустриального общества и техногенной цивилизации. Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, похоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа – культуры индустриального общества и техногенной цивилизации.