Заповедная природа – мир красоты и величия Интегрированный урок литературы и природоведенияВ 5 классеиз опыта работы учителей Филиала МОУ Уваровщинской сош в селе ЛенинскоеКирсановского районаАвторы:Левина Галина Владимировна, учитель литературыКомарова Галина Анатольевна, учитель природоведения
ЦельРазвитие патриотических чувств, эстетических вкусов, экологической и речевой культуры учащихся через знакомство с деятельностью Государственного природоохранного заповедника «Воронинский» и сборником стихотворений кирсановского поэта Л.М.Игнатьева «Заповедник «Воронинский»
ЗадачиФормирование представления учащихся об особо охраняемых территориях России на примере заповедника «Воронинский» о теме природы в творчестве поэтов – земляков на примере произведений Л.М.Игнатьева, кирсановского поэтаСовершенствование проектно – исследовательских, коммуникативных, креативных навыков учащихся.Воспитание любви к родной природе, восприятия её как прекрасного, бережного и ответственного отношения к ней.
ОборудованиеКомпьютер, мультимедийный экранВыставка книг о заповедниках РоссииВыставка книг Л.М.ИгнатьеваВыставка детских рисунков и фотографий на тему урокаТранспарант «Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство; знание природы и любовь к ней воспитывает чувство патриотизма, человечности, доброты, развивает чувство прекрасного» В.Солоухин
Подготовительная работа1.Природоохранная операция «Полечу берёзы и утру им слёзы» 2.Исследовательская работа. 1). Поиск учащимися - экскурсоводами информации о заповеднике «Воронинский» 2). Знакомство учащихся – литературных критиков с поэтическим сборником Л.М.Игнатьева«Заповедник «Воронинский» и подготовка информации 1). Оформление и композиция сборника. 2).Тематика и проблематика стихотворений 3). Выразительность авторской поэтической речи4. Подготовка рисунков и фотографий на тему «Мир заповедной красоты»
План урока1.Вступительное слово Два приглашения в заповедник «Воронинский»2.Изучение нового материала 1). Заочная экскурсия в государственный природный заповедник «Воронинский» Вводная беседа «Особо охраняемые территории России» «Общие сведения о заповеднике «Воронинский» (первый экскурсовод) «Главная водная артерия » (второй экскурсовод) «Флора» (третий экскурсовод) «Деятельность заповедника» (четвёртый экскурсовод) Экологическая викторина» 2) Презентация книги Л.М. Игнатьева «Заповедник «Воронинский» Вводная беседа « О жизни и творчестве Л.М.Игнатьева» « Оформление и композиция книги» Первый критик «Главная тема его стихов» Второй критик «Выразительность авторской речи» Третий критик «Работа с текстом. Анализ стихотворения Л. М.Игнатьева «За холмами, за дальними с склонами» Конкурс чтецов 3).Обобщающий вывод, Вопрос к учащимся «Что объединяет Государственный заповедник «Воронинский» и поэзию Л.М. Игнатьева?» 3.Проектная деятельность учащихся Создание эколого – поэтической тропы «По заповедным местам села Ленинское» 1).Составление характеристики экологической тропы (по образцу экологической тропы заповедника «Воронинский» «Заповедные тропинки» ) 2).Создание электронного стенда – аншлага «Река Ворона» Что разместим на стенде? (коллективное обсуждение макета стенда) Подбор и составление информации (работа по группам и выбор лучших вариантов) подбор научной информации определение объектов для наблюдения и изучения сочинение четверостишия по типу «Буриме» создание рекламного текста (сочинение – миниатюра по заданному началу и опорным словам4, Рефлексия урока, определение перспективы деятельности и заключительное слово учителей.
Знаете ли вы ? (вступительное слово учителей)Учитель природоведения. Дорогие ребята! Знаете ли вы о том, где живёт заповедная красота, кто её бережёт, изучает, хранит для потомков?Учитель литературы. Знаете ли вы того, кто поможет нам прикоснуться к неземной красоте , в заповедной природе родного края увидеть чудеса, у кого можно поучиться создавать эти красоту и чудеса с помощью поэтического слова?Учитель природоведения. Я приглашаю вас в заповедник «Воронинский»,Учитель литературы. И я приглашаю вас в заповедник «Воронинский». Вы удивлены?Учитель природоведения Со мной вы отправитесь в заочное путешествие в Государственный природоохранный заповедник «Воронинский» Учитель литературы А со мной попутешествуете по страницам поэтического сборника Л.М. Игнатьева «Заповедник «Воронинский»
Заочная экскурсия в Государственный природоохранный заповедник «Воронинский»
Вводная беседа 1.Какие формы охраны природы вы знаете? Что такое заповедник, заказник, национальный парк? Чем они отличаются друг от друга? 2.Что такое Красная книга? Назовите растения и животных нашей области, входящих в неё? Как мы должны вести себя в лесу: как гости или как хозяева? Почему? Почему нельзя брать в руки птенцов, детёнышей животных? Почему в лесу надо соблюдать тишину, чистоту? 3. Почему не следует обламывать ветви деревьев, снимать кору с деревьев 4.Чем ещё мы можем помочь природе?
Первый экскурсовод Общие сведения о заповеднике «Воронинский»Государственный заповедник «Воронинский» создан 12 августа 1994 года с целью сохранения и мониторинга природных лесостепных комплексов. Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона на юго – востоке Окско – Донской равнины, имеет площадь 10320 га и протяжённость с севера на юг около 40 километров. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области, Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух больших участков и десяти малых, расположенных в долинах реки Ворона и её притоков. Климат района умеренно – континентальный. Средняя температура июля +20,4*С. Среднегодовая температура воздуха+4.7*С. Годовое количество осадков – 510 мм.
Второй экскурсовод Главная водная артерияГлавная водная артерия территории заповедника – река Ворона, правый приток Хопра. Общая протяжённость реки 454 километра, из них 216 – по Тамбовской области и более 50 километров по территории заповедника. В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озёра: Симерка, Кипец, Рамза и около ста мелких озёр.
Третий экскурсовод Флора Лесопокрытая территория составляет 77,2% площади заповедника. Это , в основном, дубравы – 35.9%, осинник – 20,8% и черноольшанники 14,4%.Травяные сообщества (14,6%) представлены низинными болотами, пойменными лугами, остепнёнными лугами и небольшими участками луговых степей. Всего в настоящее время найдено и определено более 600 видов растений, что составляет 60% потенциальной флоры. Среди них: занесённые в Красную книгу России – брандушка разноцветная, ковыль перистый, ятрышник – шлемовидный, рябчик русский и 45 видов из Красной книги Тамбовской области
Четвёртый экскурсовод Фауна В заповеднике представлена типичная фауна южной лесостепи. Среди них виды, занесённые в Красную книгу России: дозорщик – император, мнемозина, пчела – плотник, изменчивыё шмель, украинская минога, гадюка Никольского, белоглазый нырок, скопа, орлан – белохвост, змееяд, ходулочник, большой кроншнеп, филин, европейский средний дятел, серый сорокопут, европейская белая лазоревка, русская выхухоль. Кроме того обитает 54 вида животных, занесённых в Красную книгу Тамбовской области. Территория заповедника является важным остановочным пунктом на пути птиц, совершающих регулярные сезонные перелёты и включена в список ключевых орнитологических территорий международного значения в Европейской России.
Пятый экскурсовод Деятельность заповедника Заповедник является природоохранным, научно – исследовательским и эколого – просветительским учреждением федерального значения. Основными целями деятельности заповедника, согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях» являются сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических. С 1996 года результаты всех исследований обобщаются в ежегодно издаваемой Летописи природы.
Экологическая викторинаКогда был создан государственный природный заповедник «Воронинский»?Где расположен заповедник?Чему равна площадь заповедника?На территории каких районов Тамбовской области он расположен?Что является главной водной артерией территории заповедника?Какова её протяжённость по территории заповедника?Какие крупные пойменные озёра расположены в долине реки Вороны?Какие растения заповедника занесены в Красную книгу России?Какие виды животных заповедника занесены в Красную книгу России?
В заповедной сторонушке,где дубы – старики,распевают соловушкиу Вороны реки;а черёмухи белые!не встречалось белей.Ничего не поделаючто роднее - милей.
Вводная беседа Дорогие читатели»Ищите красоту и величие в природе, в творчестве Льва ИгнатьеваЮрий БеседаЛев Михайлович Игнатьев недавно был нашим гостем. О его жизни и творчестве мы многое знаем 1.Где родился поэт?2.Где он живёт?3.Сколько книг он написал? 4.Какая тема является главной в его творчестве?
Первый литературный критик Книга о красоте( оформление и композиция книги)На обложке сборника Льва Михайловича Игнатьева главная водная артерия заповедника «Воронинский» - река Ворона во всей её первозданной красоте. В аннотации к книге говорится о том, что «Заповедник «Воронинский» - двенадцатая книга автора и создана она на средства автора.Сборник включает избранные стихи, написанные за последние семь лет и объединённые темой природы родного края. Книга начинается автобиографией, в которой автор признаётся, что «источник его вдохновения» - родина.А далее стихи – признание в любви природе родного края:Люблю мой крайС полями и пшеницей,Где небо над озёрами синей…И я могу заслуженно гордитьсяСвоей деревней, родиной своей..Заключительное стихотворение сборника грустное. Автор говорит о том, что «его наполняет тоска», «на лирику больше не тянет»…Но заповедник ему по – прежнему дорог: Заповедник… Ржаные поля, Как и прежде меня увлекают; Их кузнечики , трелью звеня, Загрустивших умиротворяют.
Второй литературный критикКрасота природы в заповеднике «Воронинский» (главная тема стихов Л.М.Игнатьева) «Дорогие читатели,- обращается к нам академик Ю. Беседа, - ищите красоту и величие в природе, в творчестве Льва Игнатьева». В «Заповеднике «Воронинский» эта красота везде:в селе Иноковка, где родился поэт: Река синеющею далью От солнца прячется в лесу… Да что там рисовать красу, Когда она венок селенью на реке Вороне, где он любит встречать «золотистый рассвет»: Вдоль реки Вороны Красота лесная. Я гляжу влюблённо, Я гляжу, мечтая на озёре Круглое, где он любит рыбачить: На Круглом-гладь, а ширь без края. Вода уходит в небеса Сие сторонушка родная, Её озёра и леса. в приворонинскомх лесу, который для него - страна чудес и священный терем»: Я блуждаю зорями прохладными, И по телу пробегает дрожь. Лес озвучен певчими пернатыми, Красотища – глаз не оторвёшь.на лугах, где он часто встречает «ромашковое лето»: Пахнет мёдом разнотравье И такая чистота! (Что хотелось озаглавить: «неземная красота»).Чтобы увидеть эту красоту, надо самому быть духовно красивым. Я хочу научиться этому у моего земляка, поэта Льва Михайловича Игнатьева,.
Третий литературный критикКрасота поэтической речив «Заповеднике «Воронинский» Чистота словесного выражения и прозрачность стихов – главное. Л.М.ИгнатьевКак красивы стихи о родной природе Л.М.Игнатьева!Его поэтические образы яркие и живые: Спит овраг из перламутра, Место древних берегов; И художественно, и мудро Речка вписана в него.Эпитеты его живописные. светлые, добрые: Жемчужной росою Хрустальную звень Ласковой весною Заросли былинныеСравнения необычные и ёмкие: Осень по мне – долгожданный покой. Небо - _ажурная плёнка; Низкое облако глажу рукой, словно котёнкаЕго стихи необыкновенно метафоричны: Восточное пламя вздымалось над лесом, в разливе блеснула седая волна, бездонное небо в уборе белесом, синеет святая его глубина.Л.М. Игнатьев – мастер поэтического слова.
Анализ поэтического текста Вопросы к анализу стихотворения Л.Игнатьева «За холмами, за дальними склонами»Каковы тема и идея стихотворения? 2.Какой топоним говорит о том, что мы в заповеднике «Воронинский»?3. Какими художественными средствами автор изображает красоту утренней природы? Охарактеризуйте образный ряд, эпитеты, сравнения, метафоры.4. Поразмышляйте над словами Почему слово «обманутый» автор заключил в кавычки? Как вы понимаете значение словосочетания «между небом, водой и землёй» Какой топоним говорит о том, что мы в заповеднике «Воронинский»?3. Какие чувства и желания пробуждает в вас это стихотворение?4.Какими интонационными средствами вы выразите при выразительном чтении художественный замысел автора и собственные чувства?
Обобщающие вопросы Что общего у создателей Государственного заповедника «Воронинский» и автора поэтического сборника «Заповедник «Воронинский»?Любовь к родной природе, творческое вдохновение от общения с ней, бережное и ответственное отношение к природному богатству, активная природоохранная деятельность Какое отношение это имеет к каждому из вас?
Проект учащихся 5 класса Экологическая тропа «Заповедная красота»Экологическая тропа «Заповедная красота», созданная учащимися 5 класса филиала МОУ Уваровщинскоой сош в селе Ленинское – это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты села Ленинское, предназначенный для экологического образования населения и школьников. Его протяжённость 5 километров, время прохождения з часа. Использование маршрута происходит с апреля по октябрь. Примерный количественный состав группы – 5-10 человек. Экскурсоводами туристских групп могут быть учителя, учащиеся, родители. Тропа включает следующие остановки, оборудованные информационными стендами - аншлагами: река Ворона, луг в пойме Вороны, приворонинский лес, озеро Стёпочкино, река Ира, берёзовая аллея, старый парк.
Река ВоронаРека Ворона - правый приток Хопра. Общая протяжённось реки 454 километра, из них 216 – по Тамбовской области В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озёра: Симерка, Кипец, Рамза и около ста мелких озёр,в том числе и наши: Стёпочкино, Круглое, Громки.Ах, моя река Ворона,Раскрасавица – душа!На тебя смотрю влюблённо:До чего ж ты хороша! Алексеев Даниил, 5 классПриезжайте к нам на Ворону!Вы увидите лесную красавицу – реку, медленную, плавную, милую в любое время года. Летом она украшена белоснежными лилиями, осенью на её берегах чудесный калейдоскоп красок. Могучие дубы и клёны охраняют нашу красавицу. Небо любуется её красотой и отражается в спокойных водах.Вы тоже сможете полюбовться красотой реки и прибрежного леса. А ещё поплавать, половить рыбку, пособирать малину и землянику на лесных берегах. Только, пожалуйста, постарайтесь сохранить красоту Вороны!А приехав домой, расскажите о ней своим друзьям.Желябовская Настя, 5 класс
Рефлексия урока и определение перспективы деятельности Учитель природоведения. Хотите ли вы продолжить работу по созданию проекта «Заповедная красота»? Как вам больше нравится работать: индивидуально, в парах или по группам?Учитель литературы. Вы можете работать самостоятельно, за консультациями обращаться к учителям, а в конце апреля на школьномФестивале «С малой родиной я говорю» защитить свой проект.Учитель природоведения. Но, мы думаем, что это будет началом вашего особого общения с природой, началом вашей исследовательской деятельности. Впереди же вас ждёт много незабываемых впечатлений и открытий.Учитель литературы. А прикосновение к красоте родной природы и к художественному слову писателей – земляков вдохновит вас, пробудит ваши творческие способности и желание самим создавать прекрасное. Учитель природоведения. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах заповедника «Воронинский», были даже победителями конкурса проектов «Парк нашего детства». В прошлом году вы отправляли в заповедник свои рисунки и, благодаря альбому, присланному оттуда вам в подарок, многое узнали о деятельности заповедника.В этом году заповедник «Воронинский» объявил конкурс фотографий «Роща да леса – всему свету краса», рисунков «Мир заповедной природы», видеороликов «Моей природы дивный уголок». Какими будут наши действия?.Учитель литературы. Когда Л. М. Игнатьев приезжал к нам, его попросили написать стихи о Ленинском. Он ответил, что плохо знает наши места и не может создать их поэтического образа. Как мы с вами сможем помочь поэту?
Заключительное слово учителейУчитель биологии. И в заключение урока хочется вам сказать, что в каком бы уголке нашей великой России вы бы ни жили, помните, что природа – наша великая ценность и великая гордость.Учитель литературы. А я хочу закончить наш урок словами Дм. Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, какой – нибудь победой над собой или приобретённым знанием» и словами русского писателя Владимира Солоухина ещё раз хочу напомнить вам, что «Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство; знание природы и любовь к ней воспитывает чувство патриотизма, человечности, доброты, развивает чувство прекрасного»
Домашнее заданиеК стенду – аншлагу «Озеро Стёпочкино» по природоведениюПодобрать научную информациюОпределить объекты для наблюденияПредложить темы для исследовательских работ по литературе Сочинить четверостишиеНаписать рекламный текст
Ресурсы1.Заповедники Европейской части России. - М. «Мысль», 1988 2.Альбом «Государственный заповедник «Воронинский»3.Игнатьев Л. Заповедник «Воронинский» - Кирсанов, 20104..Дорожкина В. Учиться искусству слова. Уроки творчества и методические рекомендации для их проведения. – Тамбов: ТОИПКРО, 20055. Сайт: www.zapoved.ru6. Сайт: www.voroninskiy.ru
Благодарим за внимание Наш адрес: 393351, Тамбовская область, Кирсановский район, село Ленинское, ул. Новая, д.17аТелефон 4753768238Мобильный 89202350014 (Левина Галина Владимировна) Электронная почта [email protected]