Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников Составила: Борисова Мария Михайловна воспитатель ГБДОУ детский сад №22 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Главный принцип в работе с родителями: не наставлять, а сотрудничать Особенности взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Поэтому родителям надо не навязывать готовую точку зрения, а придумывать такие формы, которые и вынуждали бы их думать, искать, делать собственные выводы. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Уважаемые родители! Мы с вами живём на самой красивой планете, где нас окружают леса, поля, реки и озёра. Но в последнее время наблюдается резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающее жизни цивилизации. Человек не всегда рационально использует богатства природы, порой бесчувственно загрязняя и уничтожая окружающую среду. По этой причине мы запускаем экологический проект «Сохраним природу для наших детей». Если мы не возьмёмся и не попытаемся исправить то, что натворили своими необдуманными действиями за столетия, нашим внукам и правнукам не увидеть красоты наших мест. Давайте своим примером донесём до наших детей важность проблемы защиты окружающей среды. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Просим вас стать активными участниками нашего проекта, быть рядом с вашими детьми на всём его протяжении. Предлагаем проявить творчество и фантазию, подумать вместе с детьми, в каком мире мы хотим жить; принять участие в наших акциях и экологических десантах, поучаствовать в выставках поделок, рисунков, фотографий. Интересных Вам открытий! Обращение к родителям
Формы работы с родителями Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности; Родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, заседания круглого стола); Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, педагогические ширмы; Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВН, викторины и т. д; Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях; Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы; Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания; Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек; Экологические десанты.
План работы с родителями на 2016 - 2017 учебный год по экологическому воспитанию дошкольников Месяц Тема Содержание Сентябрь «Экологическая культура ребёнка» -Анкетирование родителей. -Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка». -Экскурсии в природу, сбор растений для гербария. -Оформление книжек-малышек «Природа нашего города». -Изготовление фотоальбома из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе». Октябрь «Осенние заботы» -Экологические экскурсии в природу, сбор природного материала для поделок. -Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Люблю я пышное природы увяданье». -Участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенний вернисаж». -Мастер-классы для родителей. -Открытие кафе «Дары осени». -Игра-квест «Осенние заботы» в рамках Всероссийского субботника. Ноябрь «Чистый город начинается с тебя». -Экологические десанты по городу по выявлению самых загрязнённых и самых чистых дворов. -Консультации «О вреде бытовых отходов для окружающей среды»; -Провести эксперимент «Сколько мусора в квартире?» -Участие в акции: «Не выбрасывай батарейку, - спаси ёжика». -Изготовление листовок «Сделаем наш город чище» -Организация выставки поделок «Новая жизнь старых вещей». Декабрь «Ёлочка в опасности» -Изготовление плакатов в защиту хвойных деревьев, созданных родителями. -Интервью с родителями «С какой ёлочкой вы проведёте Новый год?». -Проведение конкурса на самую креативную ёлочку «Ёлку можно не рубить, ёлку можно смастерить». -Проведение мастер-классов по изготовлению ёлочных украшений. -Совместная с родителями игра-квест «Спасём ёлочку».
Январь «По музеям Санкт-Петербурга» -Семейные посещения музеев экологической направленности. -Итоговые фотовыставки и коллажи Февраль «Птичья столовая» -Конкурс на изготовление лучшей кормушки для птиц; -Выставка рисунков «Люди и птицы»; -Заседание круглого стола «Знатоки природы». Март «Водоёмы нашего города» -Изготовление папки-передвижки «Какие бывают водоёмы»; -Фотовыставка «Зимние развлечения на водоёмах»; -Конкурс плакатов «Чистая вода нужна всем и всегда»; -Сбор сведений «Какой была река Славянка 100 лет назад»; -Выставка рисунков «Подводные жители». Апрель «Весенние заботы» -Совместное изготовление скворечников родителями и детьми; -Экологический десант «Весна пришла. А город чистый?»; -Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» -Акция «Чистый берег – чистая вода». Май «Человек и природа» -Заседание круглого стола «Роль человека в природе», -Экологический праздник для детей с участием родителей.
«Экологическая культура детей и родителей» Тема №1
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы Суть нового направления заключается в целенаправленном развитии у детей правильно отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, в гармоничном сосуществовании человеческого общества и окружающей природной среды.
Анкета для родителей Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? да – 100% нет – 0% Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие да – 97,2% (выхлопные газы, загрязнение водоёмов, мусор), нет – 2,8% На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы всегда ответить на возникающие у ребенка вопросы? да – 4,2 нет – 95,8% Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? часто – 62,5% периодически – 37,5% С какой целью? отдых, прогулки на свежем воздухе; 1 человек – ознакомление с природой Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? да – 98,75% не совсем – 1,25% Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города? ____________ Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие - нужен раздельный сбор мусора, - открытые контейнеры для мусора, - несвоевременный вывоз мусора, - люди бросают мусор на улице, оставляют его на природе после отдыха. Анкетирование помогает выявить уровень экологических представлений взрослых и детей и выстроить схему работы с родителями по экологическому воспитанию детей.
Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка». Перед прогулкой знакомимся с правилами поведения на природе Результатом прогулки стал гербарий «Деревья нашего края»
Осенние заботы Тема №2
Мастер-класс для родителей от Любовь Владимировны
Школа поварят
Шли на субботник, а попали на праздник!
Делимся на две команды Проходим экологический тест Конкурс на лучшую экологическую кричалку
Задания получены Инструменты разобраны Чтоб работать было веселей, музыку включай ди-джей Папы дружно взялись за самую тяжёлую работу
Листья убраны Деревья побелены Сухие ветки спилены Кусты подстрижены
Полевая кухня: что может быть вкуснее бутерброда с горячим чаем после ударной работы!
Тема №3
Экологические десанты по городу по выявлению самых загрязнённых и самых чистых дворов. Берёзовая д.23 Толмачева д. 11 Слуцкая д.15 Ул. Большая д. 3 Детскосельский переулок Ул. Детскоселькая д. 15 1-я советская улица
Консультации для родителей «О вреде бытовых отходов для окружающей среды»
Акция «Поможем городу стать чище»
Эксперимент «Сколько мусора накапливается в квартире за день?» Что происходит на свете А просто мы все живём, Просто едим, просто пьём, Просто мусор бросаем, Мусор горой, только мы Его не замечаем. Снова едим, снова пьём… В общем, просто живём .
Выставка поделок «Новая жизнь старых вещей»
Участие в акции: «Не выбрасывай батарейку, - спаси ёжика». Утилизация батареек продолжается К нам прилетел "WallE" - робот уборщик. Чтобы помочь нам очистить Землю от загрязнений. Приносим ему использованы батарейки, которые отравляют землю Отработанные батарейки являются опасными отходами — всего одной хватит для того, чтобы загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли. А это - робот Гоша. Он тоже собирает батарейки Централизованная утилизация
Тема №4 Спасём ёлочку
Изготовление плакатов в защиту хвойных деревьев. Интервью с родителями: «А с какой ёлочкой вы будете встречать Новый год?»
Изготовление ёлочных украшений Мастер-класс от Виктории Юрьевны
«Ёлку можно не рубить – ёлку можно смастерить»
Спасибо за внимание!