Устройство дорожных одежд капитального типа
Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием. Последовательность технологических процессов и правила производства работ. Контроль качества и приемка работ. Литература: Н. В. Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», Учебник, М., Транспорт, 1992 г., с. 268-317. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожных одежд. М.: Министерство транспорта РФ.М.:ЦИТП ГСДХ, 2004.-360с. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. Шкуренко А.М. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Учебник. С.255-266, 270-272.
Литой асфальтобетон отличается от обычного своим составом, свойствами, технологией приготовления смеси, укладки и уплотнения. Массовая доля щебня в литом асфальтобетоне обычно равна 50%, минерального порошка - 20%, битума - 8%. Битум применяют только марки БНД 40/60, при этом для ещё большего повышения вязкости в битум добавляют асфальтит. Температура при перемешивании компонентов должна быть не менее 220-240 0С. Смеси литого асфальтобетона укладывают при температуре 180 - 200 °С. Покрытия из литых асфальтобетонных смесей укладывают по свежеуложенному слою крупно- или среднезернистого плотного асфальтобетона с целью взаимного сцепления обоих слоев, образования общего монолитного покрытия и обеспечения его сдвигоустойчивости. Литую асфальтобетонную смесь укладывают слоями 3,5 - 4 см с расходом 80-100кг/м2. Литые смеси уплотняют механизированным прижатием профилирующего бруса. Приготовленную смесь перевозят к месту укладки в специальных механизированных котлах. В таких котлах вместимостью 4-10т смесь непрерывно перемешивают во избежание расслаивания. Котлы снабжены теплоизоляцией и оборудованы газовыми горелками. Во время перевозки температуру смеси поддерживают на уровне 220-240 0С.
Классификация АБС 1. В зависимости от вязкости и температуры при укладке: -горячие- БНД 40/60; 60/90; 90/130. Температура укладки не менее 120 С. во всех ДКЗ; на всех категориях дорог. Формируется после укатки и остывания. -теплые- БНД 130/200; 200/300;СГ 130/200. Температура укладки не менее 80-110 С.В 1-ой ДКЗ на всех категориях дорог. В др. зонах на дорогах 3 и 4 категорий. Срок формирования от нескольких часов до 15 сут. -холодные- СГ 70/130; МГ 70/130. Температура укладки не менее 5-10 С.Во 2-5 ДКЗ на дорогах 3 и 4 категорий. Срок формирования 20-40 суток. 2. По виду минерального материала: - щебеночные и гравийные; - песчаные и шлаковые. 3. По наибольшему размеру зерен: - крупнозернистые – зерна до 40 мм; - мелкозернистые – зерна до 20 мм; - песчаные – зерна до 5 мм. 4. Содержание битума: - в горячих и теплых АБС крупнозернистых – 4,5-6,5 % - мелкозернистых – 4,5 – 7 %; - песчаных – 7-9 - в холодных АБС – 3,5-6 % от массы каменных материалов.
5.В зависимости от массовой доли щебня или песка различают следующие типы АБС: 1.Тип А с массовой долей щебня 50-60%; 2.Тип Б ------------------------------------ 40-50%; 3.Тип В ----------------------------------- 30-40%; 4.Тип Г на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании песка не более 30%; 5. Тип Д – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при массовой доле отсевов менее 70%. 6. По остаточной пористости АБС подразделяют на : - высокоплотные – 1,0-2,5%; плотные – 2,5 – 5 %; Пористые – 5,0 -10,0 %; Высокопористые – 10,0 – 18,0 %. Пористые и высокопористые АБС применяют только в нижних слоях покрытий и оснований.
Состав работ по устройству покрытия: Подготовительные работы необходимы для выполнения с наибольшей производительностью основных работ по укладке смеси и ее уплотнению. Подготовительные работы включают: - закрытие участка для движения транспортных средств и пешеходов ( в случае необходимости); -разбивочные работы и проверку основания; -установку боковых упоров; -очистку основания (или нижнего слоя) от пыли и грязи; -смазывание битумом выступающих частей; -обработка (подгрунтовка) оснований разжиженным битумом или эмульсией. 2.Транспортирование смеси. Смесь к месту работ доставляют автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 18-20т. Допустимая дальность перевозки автомобилями-самосвалами : в жаркую погоду горячие смеси 40-50 км, а теплые - 60-80 км. в прохладную погоду горячие смеси не следует перевозить дальше чем на 20-30 км, а теплые на 40-50 км. Для сохранения тепла кузова автомобилей-самосвалов оборудуют для обогрева отработавшими газами и закрывают брезентом, укрепленным на деревянной раме. Для предупреждения прилипания дно и стенки кузова перед загрузкой смесей смазывают нефтью или мазутом, смешанным с водой или мыльным раствором.
Для контроля за качеством приготовления и укладки смеси лаборатория завода выдает на каждый автомобиль со смесью паспорт, в котором указывается: -вид смеси (теплая,горячая); -тип смеси (крупнозернистая, мелкозернистая и т.д.); -номер состава смеси; -для какого слоя покрытия предназначена смесь; -номер смесителя; -температура смеси в момент выгрузки из смесителя; - фамилия лица, ответственного за качество смеси (диспетчер АБЗ). Паспорт заполняют в двух экземплярах, один остается у производителя работ, второй с его распиской о получении смеси, с указанием ее температуры в момент доставки на место работ возвращается на завод.
ЗАО «СОЮЗ-ЛЕС» З-й Михалковский пер. д. 15 факс: 450-66-44 тел. 450-87-77 ПАСПОРТ КАЧЕСТВА Плотной, горячей асфальтобетонной смеси ГОСТ 9128-97 Потребитель ОАО \"Дормост\"__________________________ Вид смеси М/зернистая а/б смесь________________ Тип Б марка I_______________________________ Масса смеси 230 т.____________________________________ Плотность смеси _________2,41__________________ Водонасыщение,% 2,15 Предел прочности при сжатии, при Т 50°С __1,92_____ МПа___ Т20°С ___5,02____ МПа___ Коэффициент водостойкости _______0,98______________ Коэффициент водостойкости при длит, водонасыщении __0,93____ Остаточная пористость минеральной части,% ___3,70____ Пористость минеральной части,% ____ 14,74_____ Класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов - 1 класс Дата отгрузки смеси ______22.10.2009г._____________ Начальник лаборатории Лейтес Е.Л.
Распределение смеси по ширине проезжей части и ее укладка Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиками, автогрейдерами (только нижние слои) и вручную (на кривых малых радиусов, на коротких съездах, при ремонте отдельных мест, в труднодоступных местах). Укладка АБС одним и двумя асфальтоукладчиками – особенности. Выгруженную в бункер асфальтоукладчика смесь пластинчатый питатель подает к двухзаходному шнеку, распределяющему ее по ширине. За шнеком размещены отражающая плита и трамбующий брус. Уплотнение покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных смесей После укладки асфальтобетонной смеси на полосе длиной 8-I0 м приступают к уплотнению, от степени которого зависят плотность асфальтобетона и, следовательно, срок службы покрытия. К уплотнению приступают сразу после укладки смеси при температуре ее не ниже 120°С.Конец уплотнения -70 0С. При уплотнении соблюдают следующие правила: при первом проходе катки движутся ведущими вальцами вперед; уплотнение начинают от кромок проезжей части, постепенно переходя к середине с перекрытием предыдущего слоя на 1/3 полосы уплотнения. Катки движутся без остановки и без переключения передач на неуплотненном слое.
Рис. 1. Воздействие ведущего и ведомого вальцов на уплотняемый слой: 1 - направление движения катка; 2 - воздействие ведомого вальца; 3 - воздействие ведущего вальца.
Рис. 2. Последовательность проходов катков по слою, уложенному на всю ширину проезжей части при отсутствии бортового камня.
В процессе уплотнения покрытия запрещается: - заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки следует выводить механизмы на обочины, боковые выезды или воротные заезды; - останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ; - переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии; - производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения катки следует выводить на уплотненную часть покрытия; - оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
Контроль качества и приемка работ. 1. Входной контроль: качество минеральных материалов и битума; Состав АБС ( температура, зерновой состав, водонасыщение, предел прочности на сжатие). 2. Операционный контроль: - ровность, плотность и чистоту основания; - температуру смеси в кузове каждого автомобиля; -температуру смеси в начале и конце уплотнения; - количество смеси, толщину и ширину слоев; поперечные уклоны и ровность покрытия; коэффициент уплотнения, прочность на сжатие и растяжение. - качество смеси – три вырубки на 1 км или на 7000 м. кв. - однородность покрытия. - шероховатость покрытия и коэффициент сцепления.