Презентация «Тұсау кесу»
Когда ребёнок делает свои самые первые шажки...
… родители устраивают обряд обрезания пут
Если говорить об истории обычая: «тусау кесу», как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — «разрезание пут»: у казахов — «тусау кесу», у кыргызов — «тушоо кырктыруу», у алтайцев — «тужак кезер». Если говорить об истории обычая: «тусау кесу», как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — «разрезание пут»: у казахов — «тусау кесу», у кыргызов — «тушоо кырктыруу», у алтайцев — «тужак кезер».
Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир! Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!
Классический «сценарий» обряда «тусау кесу» прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — «ак жол». Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — «восьмеркой». И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Классический «сценарий» обряда «тусау кесу» прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — «ак жол». Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — «восьмеркой». И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу.
Tұcay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым. Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться. Звучит специальная песня обряда «тусау кесу». Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз «бежит», на ткань бросают традиционное казахское «шашу» — конфеты, сладости и так далее. Tұcay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым. Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться. Звучит специальная песня обряда «тусау кесу». Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз «бежит», на ткань бросают традиционное казахское «шашу» — конфеты, сладости и так далее.
В старину малышу после «тусау кесу» дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные «малышковые» подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету «Тусау кесу», выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — «Обряды, национальные игры Казахстана». Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая «детская обрядовая»монета — «Бесикке салу». В старину малышу после «тусау кесу» дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные «малышковые» подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету «Тусау кесу», выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — «Обряды, национальные игры Казахстана». Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая «детская обрядовая»монета — «Бесикке салу».
Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» – пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый – чтобы ребенок вырос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым. Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» – пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый – чтобы ребенок вырос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым.
А вот сам этот обряд
После этого обряда все садятся за достархан