Проект:«Тайны пернатых». -долгосрочный; -коллективный; -экологический; -исследовательский; -информационный; -практико -ориентированный. Руководители: учителя нач. классов МБОУ – Полужская ООШЗайцева Н.В., Карпекина Ин. В.,Пинчукова Ел. Ф.
Почему птиц называют пернатыми? Цели: Узнать, почему птиц называют пернатыми. Задачи:- образовательные: Познакомиться со значением слова «пернатые». Познакомиться с видами перьев, их строением и назначением.- воспитательные: Воспитывать любознательность. Воспитывать бережное отношение к животному миру.- развивающие: Развивать умение работать с литературой и Интернетом. Учить правилам общения.
Пернатые — Это прилагательные, имеющее значение птицы , образовано от существительного перьно – перо, восходящего к той же основе, что и перо и имеющее родственные слова в других индоевропейских языках.Этимологический словарь русского языка Крылова
Подготовка к проекту. Сбор перьев домашних птиц.
Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды — перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.
Виды перьев
Расположение контурных перьев на теле птицы.
Строение контурного пера.
Большинство птиц “сбрасывают” или теряют свои перья через определённые промежутки времени, обычно один раз в год (процесс называемый линька). Линька – “это высокоорганизованный процесс”, который происходит постепенно, что не позволяет появляться голым пятнам на теле птицы. Этот процесс настолько высокоорганизован, что “маховые и рулевые перья теряются точно по парам, по одной с каждой стороны, так что это сохраняет баланс”.
Опыт № 1: «Что внутри контурного пера?»
Выводы:Перо – крепкая, но лёгкая структура. Чтобы летать, птицам необходимы особенные типы перьев. Они должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес птицы в полете. Центральная ветвь, идущая вниз пера, называется стержнем. Стержень соединен с меньшими ответвлениями, называемыми бородками. Далее бородки соединены друг с другом структурами, называемыми бородочками. Взаимосвязанная структура каждого пера придает ему силу. Когда птица летит, сотни контурных перьев позволяют ей отталкиваться от воздуха и продвигать себя вперёд.
«Перо – это чудо природной инженерии. Оно и чрезвычайно лёгкое, и в тоже время структурно прочное, намного гибче растянутой кожи летучей мыши, с помощью которой она удерживает себя во время полёта, или жёсткой конструкции крыльев самолёта, оно намного быстрее восстанавливается или заменяется при повреждении. Несмотря на то, что оно почти невесомое, оно достаточно крепкое. Прочный стержень очина пера обеспечивает жесткость, когда необходима опора, однако ближе к верхушке он становиться мягче, когда требуется гибкость при маневрировании в воздухе за считанные доли секунд. Потрогайте опахало - на ощупь оно гладкое и мягкое, но всё же прочное. Разделите бородки; соедините их снова вместе, проведя их через кончики пальцев, как это делает птица, когда чистит их своим клювом. Сложность такого дизайна можно оценить при рассмотрении пера под микроскопом.»
Строение пухового пера.
Опыт №2. «Сохраняют ли перья тепло?»
Мы приложили перо к щеке и почувствовали тепло. Вывод: пуховые перья нужны для сохранения тепла.
Опыт № 3: «Намокают ли птичьи перья?»
Шерсть животного.
Мы взяли шерсть животного и перья домашних птиц и опустили их в воду. Наблюдая, мы увидели, что шерсть намокла и стала тонуть, а птичьи перья остались плавать сухими на поверхности воды.
Нитевидные перья содержат волосоподобные выступы на конце каждого стержня, которые используются для украшения, ухаживания, сенсорного получения информации и для других целей.
Цель: Выяснить, какие приспособления есть у птицы для полёта. Гипотеза:Для того, чтобы удерживаться в воздухе во время полёта птицы должны быть:лёгкими; иметь большую поверхность тела (помогают крылья и хвост).