ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В МОДЕЛИ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Авторский коллектив: Федотова Ольга Нестеровна (к.п.н., профессор); Трафимова Галина Владимировна (к.п.н.); Трафимов Сергей Анатольевич; Царёва Лора Александровна (к.п.н., доцент). 900igr.net
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА РФ Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности : учебно-познавательной, социальной , практической. Поэтому особое место уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на: Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуре, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения на местности, измерения, сравнения; Ориентирование на местности; Определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; Установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; Уход за растениями (животными); Выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; Оценка воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране; Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 КЛАСС Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире Практическая работа: Различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости и др.свойств с помощью органов чувств. Развитие сенсорных эталонов Живая природа Практическая работа: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места. Развитие умения наблюдать, обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями .
Природа и её сезонные изменения Урок-экскурсия: Осенние изменения в природе. Различение растений зимой. Опыты:со льдом, снегом. Наблюдения: за распусканием почки, животными. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения. Наша родина – Россия Урок-экскурсия: достопримечательности родного края. Решение практических задач с помощью наблюдения.
2 КЛАСС Источники информации об окружающем мире Практическая работа с учебником, хрестоматией и др. Экскурсии: Мир живой и неживой природы родного края; в школьную библиотеку; на пришкольный участок. Поиск информации в разных источниках. Планеты и звёзды Практическая работа: обнаружение и изучение свойств воздуха и воды. Решение практических задач. Оформление результатов опытов и наблюдений с использованием таблицы. Составление плана сообщения (по опорным словам, картинкам).
Живая природа Земли Урок-экскурсия: в заповедник, заказник родного края, животноводческую ферму. Опыты: передвижение воды по стеблю от корня к листьям. Наблюдения: условиями необходимыми для прорастания семян, за домашними животными . Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения. Использование приобретенных навыков для ухода за комнатными растениями и домашними животными. Оценка воздействия человека на природу. Выступление с устными сообщениями. Человек разумный Урок-экскурсия: достопримечательности родного края. Практическая работа: Составление режима дня. Решение практических задач с помощью наблюдений.
Младший школьник Практическая работа: общение со взрослыми для составления генеалогического древа семьи. Составление безопасного маршрута в школу и из школы. Различные способы получения информации. Графическое изображение результатов практической деятельности. Родная страна-Россия Урок-экскурсия: посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда, Великой Отечественной войны. Развитие познавательной активности. Участие в групповом проекте «Исторические достопримечательности твоего края». Влияние человека на природу.
3 КЛАСС Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов Практическая работа с термометром, компасом и др. Поиск информации в разных источниках. Практическое применение знаний для проведения фенологических наблюдений. Использование простейших приборов для проведение измерений. Планета, на которой мы живём Практическая работа: с физической картой, планом. Ориентирование на местности. Экскурсия: знакомство с формами земной поверхности родного края. Решение практических задач. Оформление результатов опытов и наблюдений с использованием таблицы, схем, планов. Сравнение карты и плана. Поиск информации с использованием различных источников.
Неживая природа Практическая работа: свойства воды, воздуха, полезных ископаемых. Составление модели термометра. Наблюдения за погодой. Различные способы получения информации. Графическое изображение результатов практической деятельности, наблюдений. Доклады для первоклассников, второклассников. Выполнение практической работы по готовому плану. Взаимосвязь неживой и живой природы Урок-экскурсия: Почвы родного края. Практическая работа: определение состава почвы. Развитие умения самостоятельно проводить практическую работу, оформлять результаты опытов, составлять сообщение (устное и письменное) на основе результатов наблюдений .
Природные сообщества Практическая работа: Работа с гербарием. Работа в уголке природы. Участие в экологической деятельности. Наблюдения: за животными и растениями родного края. Экскурсия: по природным сообществам родного края. Различные способы получения информации (интернет, доп.лит-ра и др.). Участие в творческих проектах. Выступления с сообщениями. Наша страна Россия Урок-экскурсия: посещение краеведческого музея, художественного музея. Практическая работа: с исторической картой, планом, лентой времени. Развитие познавательной активности. Участие в групповом проекте «Заочная экскурсия по Золотому кольцу. Санкт-Петербургу». Взаимосвязь человека, природы, общества.
4 КЛАСС Родная страна - Россия Практическая работа с гербарием. Участие в экологической деятельности. Выступление с докладами, оценивание докладов одноклассников. Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека. Поиск информации в разных источниках. Практическое применение знаний для проведения фенологических наблюдений. Выступление и оценивание докладов. Обобщение знаний с использованием таблицы, тезисного плана. Человек – часть природы. Человек – член общества. Практическая работа: составление режима дня. Оказание первой помощи. Участие в общественно полезном труде. Наблюдения за изменением своего роста, веса, пульса. Решение практических задач. Организация деятельности. Выступление перед учениками 2-3 класса с сообщениями с использованием опорной иллюстрации.
История Отечества Практическая работа: Работа картами. Различные способы получения информации (интернет, доп.лит-ра, карта и др.). Участие в творческих проектах. Выступления с сообщениями. Страны и народы мира Практическая работа с картой, планом, лентой времени. Развитие познавательной активности. Участие в групповом проекте «Заочная экскурсия по странам мира». Взаимосвязь человека, природы, общества. Школьная олимпиада.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями . Наш мир 2 класс Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения. Миша заметил, что днём сосульки тают. Миша изменил условия, и лёд быстро пре вратился в воду. Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил в 1-м классе?
2. СРАВНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНЕНИЯ Разнообразие животных Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воде, в воздухе. Сравни их с растениями. В чём сходство животных с растениями? Про тебя Рассмотри портрет Маши и её родителей. На кого она похожа? А на кого похож Миша? Похожи ли брат и сестра? А кто на кого похож в вашей семье?
3. Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов Русский язык, литературное чтение: цветные карандаши, маркер, лупа, рамочки Математика: циркуль, линейка, угольник, цветные карандаши, палетка, модели плоских и объемных геометрических фигур Окружающий мир: лупа, бинокль, часы, компас, пробирки, темные очки, цветные стекла, флюгер, водомер, рамочка, цветные карандаши, маркер, глобус, электрический фонарик, модели и др.+ компьютер Технология: все необходимы инструменты для трудового обучения + компьютер (3-4 кл.)
4. Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций 1.Учимся составлять план доклада. 2.Учимся составлять устные доклады (сообщения). 3.Учимся в таблицу заносить результаты наблюдений, опытов. 4.Учимся выполнять групповые проектные работы (за год 2: 1 полугодие – «Есть ли в вашем крае места, где природу специально охраняют?» 2 полугодие – «Есть ли в вашем крае исторические достопримечательности?») 5.Учимся писать письма.
II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ 1. Работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами Наш мир. 2-3 класс 2 класс Изучи таблицу. Какие тексты из хрестоматии ты уже прочитал(а)? Отметь их значком V. Найди по Содержанию хрестоматии, на каких страницах они находятся. Проставь в таблице номера страниц. Если ты прочитал(а) больше трёх текстов, го можешь поместить на эту страницу картинку с белым аистом. 3 класс Познакомься со списком книг, которые прочитали Маша и Миша при изучении темы «Человек — защитник природы». Красная книга России. Животные и растения. М.: Росмэн, 2002. Атлас природы. Смоленск: РУСИЧ, Экология. Школьная энциклопедия : РУСИЧ, 2003. Паустовский К.Г; Кот-ворюга. М.: Белгород, 2003. Напиши названия книг на эту тему, которые есть в вашей школьной или в твоей домашней библиотеке.
2. Элементарное обоснование высказанного суждения Рассмотри с соседом по парте рисунок «Возрождение жизни на берегу реки Татьянки», который прислали экологам члены клуба «Мы и окружающий мир». Расскажи, какой труд выполняют взрослые и дети на берегах. А сосед по парте расскажет тебе, в чём важность их труда. Какой водой вы пользуетесь: из колодца или из-под крана? По результатам опыта напишите нам с соседом по парте, чистая ли это вода. Что ещё человек изобрёл для хранения продуктов?
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ В УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Автор Захарова О.А. Расчётно-конструкторское бюро, при научном клубе младшего школьника «Мы и окружающий мир»
3. ПОИСК (ПРОВЕРКА) НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЛОВАРЯХ, СПРАВОЧНИКАХ, КАТАЛОГЕ БИБЛИОТЕКИ Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умений работы с информацией
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ Разнообразие животных http://wgeo.ru http://do.metodist.ru:8080/350.shtml http://plan.home.nov.ru/new_page_2.htm Наш мир. 2 класс ПЛАНЕТЫ И ЗВЁЗД ЗЕМЛЯ. МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ Что ты узнал о Земле* и Солнце из толкового словаря? Ближайшая к ЗЕМЛЕ звезда — Оно освещает и согревает нашу Землю. Земля от Солнца очень-очень далеко на небе. Солнце кажется нам, землянам маленьким кружочком. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРИК (В нем помещены энциклопедические статьи о растениях и животных)
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам Составь и запиши расписание уроков на понедельник и вторник. Отметь V свои любимые уроки. Продумай такой порядок уроков, чтобы твои одноклассники не уставали. Вместе с классом ты принимаешь участие в длительном опыте – проверяешь семена на всхожесть. Приготовьте 4 ящичка с землёй. В один день посейте по 100 семян в каждый из них. Запиши в таблицу дату посева и дату появления всходов.
3. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Рассмотри схему расположения планет вокруг Солнца. Прочитай соседу по парте названия трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть прочитает тебе названия остальных. Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса. Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал! Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.