Использование интеграции предметов биологии и географии при изучении темы «Природные зоны мира»
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы
Самая эффективная форма реализации межпредметных связей –интеграция. Специфика интегрированных уроков состоит в том: проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов, чаще всего проводятся с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме,предусматривает смену видов деятельности учащихся,специфична оценка деятельности учащегося.
Роль интеграции в совершенствовании учебного процесса Интегрированное обучение создает: новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой модель активации мыслительной деятельности. позволяет качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества
География обладает широким диапазоном межпредметных связей. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по биологии, физики, математики.Формирования почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии.
Интегрированный урок –практикум по теме « Влияние абиотических факторов среды на формирование растительного сообщества в природных зонах мира»
Цель урока формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природырасширить и конкретизировать знания по биологии развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности
Ключевые понятия используемые на уроке “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” Цицерон Закон широтной зональности, растительное сообщество, абиотические и биотические факторы среды, приспособленность организмов к условиям среды, природный комплекс, природная зона.
Компоненты природного комплекса Вопросы к заданию.Перечислите компоненты природного комплекса.Что объединяет все эти компоненты в природный комплекс?Приведите примеры взаимодействия двух или нескольких компонентов природы.
Взаимосвязь климата и растительности
Влияние климатических условий на приспособленность растений(причинно –следственные связи) Низкие Т - мало осадков -избыточная увлажненность -короткий вегетационный период-Высокие Т- длинный световой период-мало осадков -скудное увлажнение- сезонная вегетацияВысокие Т- большая затенненность –избыточное увлажнение- круглогодичная вегетация
Практикум 1 группа «Географы»Используя карты ,определите географическое положение природной зоныОпределите: средние годовые и средние летние и зимние температуры природной зоны.количество осадков Объясните, как данные климатические условия будут влиять на другие компоненты природыИнструкция для работы в группах:Изучить карточки с заданиями.Решить в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания:Подобрать материал ( главные источники знаний – учебник стр66-71, атласы, гербарные или комнатные растения, картинки или фото животных)Каждый учение отвечает по своему вопросу, предварительно записав ответ в тетради.После выступления всех членов группы главный ответственный объясняет причинно- следственные связи по данному вопросу. Группа 2. «Биологи»Изучить многообразие видового состава флоры и фауны исследуемой природной зоны.Оформить схемы пищевой цепи территории.Сделать выводы о приспособленности к условиям жизни растений и животных.Определите, насколько благоприятны природные условия этой зоны для проживания человека
Природные зоны и характер человека? Чувство дали и шириЗамкнутостьКоллективизмСтремительностьЛегкость на подъемСклонность к одиночествуСамопожертвованиеПредусмотрительность