Шевелёва Екатерина Анатольевна; г.Балаково; МОУ №22; Начальная школа; 33-24-22; Образовательная программа: Начальная школа 21 века; Предмет: Окружающий мир; Тема: Апрель, 1 класс. 5klass.net
Тема. Апрель Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в изменении в неживой и живой природе в апреле. Задачи урока: 1) Выяснить особенности изменения живой и неживой природы в апреле. 2) Развивать наблюдательность, любознательность учащихся. 3) Воспитывать любовь к окружающей природе, учить замечать её красоту, изменчивость, бережно к ней относиться. Оборудование: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать», карточки, изображающие настроение (смайлы), проектор, мультимедийный экран.
Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой – Настроимся на урок: похлопаем в ладоши. – А теперь улыбнемся друг другу. Ведь улыбка красит человека, поднимает настроение. – Покажите, какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся поднимают карточки с изображением человечков) II. Речевая разминка – Чтобы ваши головки хорошо работали, выполним упражнение «Перекрестные движения». (Вначале левой рукой учащиеся дотрагиваются до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняют положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. Повторяют это упражнение 5 раз подряд) – Узнайте, какое это время года? Докажите. Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку.
III. Целеполагание и мотивация. – Постарайтесь угадать название этих цветов, и вы узнаете, какой весенний месяц в них спрятался. Е Ь АПРЕЛЬ – О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказываются) – Для чего нужно знать о природе апреля? Главные слова нашего урока: – Гуляй, да присматривайся!
IV. Актуализация. – Что вы знаете об апреле? (Учащиеся говорят о своих наблюдениях, рассказывают стихи, пословицы, приметы, пользуясь календариками). V. Первичное усвоение нового материала. – Слово «апрель» в переводе на русский язык означает «согреваемый солнцем», то есть солнечный месяц. Действительно, в апреле солнце поднимается выше в небо, его лучи прямее падают на землю, и быстрее тает снег.
В народе за это апрель называют... (проверяю быстроту реакции детей). СНЕГОГОН Снег превращается в воду, вода в виде ручьев начинает течь с гор.
За это апрель в народе называют... (тоже проверяю быстроту реакции). ВОДОЛЕЙ Оттаивает земля, ручьи поят её, и вырастает первый весенний цветок... (тоже проверяю быстроту реакции). ПОДСНЕЖНИК – Улыбнитесь подснежнику, помашите ему рукой, вдохните его нежный аромат (Глубокий вдох – носом и выдох – ртом.)
VI. Осознание и осмысление учащимися информации. Работа по учебнику, стр. 94. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова. От полуденных лучей Побежал с горы ручей, И подснежник маленький Вырос на проталинке. – Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Жужжащее чтение). – Прочитайте вслух. – Какое слово непонятно? – Объясните значение слова «полуденных». – О каком явлении природы говорится в стихотворении? – А сейчас расскажем это стихотворение все вместе с движениями. Учитель вместе с учениками движениями рук изображают: 1) солнечные лучи; 2) течёт ручеёк; 3) подснежник; 4) маленький подснежник; 5) вырос подснежник; 6) проталинку.
VII. Первичное закрепление. Сочинялки. – Вырос подснежник, оглянулся и увидел... 1. Чтение рассказа, стр. 92. (Читают хорошо читающие дети). – Что же увидел подснежник? (Выборочное чтение, учитель дополняет ответы учащихся). – Прочитайте первое предложение: «Подснежник оглянулся и увидел густой лес» – Прочитайте второе предложение: «На некоторых полянах ещё лежал снег» – Прочитайте третье предложение. – Зайка сменил шубку и опять стал серым . – Первоклассник Андрюша думал, что зайка меняет свою шубку так. (Работа по иллюстрации, с. 92). – Расскажите, как на самом деле заяц меняет свою шубку? (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель поправляет их и дополняет). – На самом деле, заяц трётся о деревья, кустарники, катается по траве, лапами выдергивает старую шерсть. Так происходит весенняя линька у зайцев. (Линька – сбрасывание старого наружного покрова). И зайцы становятся пегими, пятнистыми. Охотиться на них в это время нельзя. Как говорил старый дедушка Мазай: «Шкура плохая – линяет косой...».
– Есть ива – верба. – Прочитайте четвертое предложение: «Подснежник увидел, как набухают почки и цветёт ива» – На что похожи цветки ивы? – На что похожи цветы вербы? Что вы почувствовали, когда увидели их? – В народе существует примета: «Кто дотронется до цветков вербы, тот наберется весенних сил на весь год». – Попробуйте это сделать, пока ещё не поздно.
БЕРЕЗЕНЬ – Народная примета гласит: «Если береза распустила листочки, можно сажать картошку». Спросите своих родителей, пользуются ли они этой приметой при посадке картофеля? – Таким образом, апрель – месяц от снега до первого листа. – А что ещё мог увидеть подснежник? – Скоро деревья распустят свои зеленые листочки. Одной из первых это делает береза. – В народе апрель называют... (Проверяю быстроту реакции).
И говорит ему: – Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. – А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? – Да не то, чтобы некрасивый... – Может, я с колючками неуклюжий? – Да не то, чтобы неуклюжий... – Так какой же я такой с колючками-то? – Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный... 2. Сценка. «Лиса и Ёж» (По сказке-несказке Н.Сладкова). – Бежала по лесу Голодная она была. Увидела [й’ о ж ы к а] – На самом деле, лиса легко может справиться с ежом. Она осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его уже поджидает лиса.
«Гра-гра-кра-кра» - чарг Сквар-сквор-сквор – церовкс Юли-юли-юли-ли-ли-ли – конороваж Чинь-чинь-труля-ля – икилбяз Чьи вы-чьи вы - сибич 3. Угадай, какая птица так кричит? Как-то, в один из тёплых апрельских деньков, собрались птицы на полянке. Рады встрече друг другу. Приветливо, весело щебечут между собой. Учащиеся читают название птиц наоборот.
Кто как кричит? (Работа в тетради, стр. 51, учащиеся выполняют задание в паре). – Чем занимаются птицы в апреле? Что сначала, что потом, поставь цифры: 1, 2, 3, 4. Что здесь лишнее? (Работа в тетради, стр. 51).
– Что могут люди сделать для птиц? Ледоход. 1. Решите задачу. Лёд + о + ход = ? – Где происходит ледоход? (Работа по иллюстрации, стр. 93). – Почему происходит движение льда? – А это ручьи, что набежали в реку, как понатужились, нажали снизу, лёд и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большие и малые. 2. Чтение рассказа «Ледоход», стр. 93. (Выборочное чтение). – Когда начался ледоход? – Что произошло со льдом? – Как плыли льдины по реке? – С кем сравнивает автор льдины? – Через сколько река очистилась ото льда? – Расскажите о своих впечатлениях о ледоходе на нашей реке. 3. Чтение стихотворения С. Маршака «Лёд идёт!», стр. 94. (Объясняют смысл слова «вереницей», изображают ледоход с помощью движений). – Когда начался ледоход?
– Прочитайте примету, учебник, стр. 93. – Попробуйте её проверить. – Балаковское телевидение объявило, что с 8 апреля начался подъём воды в Волге. Этот разлив на реке называется... (проверяю быстроту реакции) ПОЛОВОДЬЕ
Лесные новости 1. Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1- шестиногие. По вертикали: 2- насекомое – хищник. (Чтение рассказа про жужелицу по учебнику, стр. 95). 3- насекомое – труженик. (Чтение рассказа про муравьёв по учебнику, стр. 95). 4- жук – вредитель. (Чтение рассказа про майского жука по учебнику, стр. 96). 5- насекомое, дающее мёд. (Чтение рассказа про пчёл по учебнику, стр. 96). 5 п 4 м ч 2 ж а е у й л ж с 1 н а с е к о 3 м ы е л и у и й р ц а а в е й
VIII. Информация о домашнем задании. 1 уровень. Рассказать дома своим близким, о чём говорили на этом уроке. 2 уровень. Прочитать рассказ о лягушках по учебнику, стр. 96. 3 уровень. Найти дополнительную информацию о лягушачьих концертах. IX. Рефлексия. – Что нового узнали на уроке? – Понравилось ли вам сегодня на уроке?