Правоведение подготовлено доцентом, к.ю.н. Л.И. Филющенко
Признаки государства - наличие политической публичной власти, отделенной от населения; - наличие территориальной организации власти; - наличие суверенитета, - наличие системы государственных органов, через которые и осуществляют государственную власть; наличие системы налогов и сборов, необходимых для содержания государственных структур. Сущность государства заключается в том, чьи интересы и волю оно выражает и защищает
Форма государства
Государственный орган -формирование государственного органа по воле государства и осуществление функций от имени государства, -наделение полномочиями государственно-властного характера, -выполнение каждым государственным органом строго определенных видов и форм деятельности, -наличие у каждого госоргана юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, единых принципов взаимоотношений с другими структурами.
Система государственных органов
Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором осуществляются следующие принципы: Верховенство закона, Гарантированность и незыблемость основных прав и свобод, Принцип взаимной ответственности государства и граждан, Принцип разделения властей, Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности
Понятие и признаки права Право – это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой Признаки права: Нормативность права, Системность права, Общеобязательность права, Формальная определенность права, Принуждение в праве
Функции права Назначение права состоит в том, что оно служит регулятором общественных отношений и призвано направлять поведение людей в необходимых границах. Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль и назначение права в упорядочении общественных отношений. Функции права: регулятивная (статическая и динамическая), охранительная.
Структура права
Структура права
Критерии деления права на отрасли 1. Предмет правового регулирования (определенный круг общественных отношений, отличающихся спецификой: имущественные гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные, административные и проч.) 2. Метод правового регулирования (совокупность приёмов, способов воздействия на общественные отношения, характерных именно для данной отрасли права)
Основные отрасли права Гражданское право, Административное право, Трудовое право, Право социального обеспечения, Семейное право, Жилищное право, Финансовое право, Земельное право, Уголовное право, Уголовно исполнительное право, Гражданско-процессуальное право, Уголовно-процессуальное право, Другие отрасли права.
Формы права Источники права – это формы выражения правовых норм: нормативные правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи соглашения. Нормативный правовой акт характеризуется признаками: 1. содержит нормы права – правила поведения общего характера, 2. адресован неопределенному кругу лиц, 3. действует непрерывно, постоянно, 4. принят компетентным государственным органом по определенной процедуре.
Нормативные правовые акты: Конституция РФ, Федеральные законы (конституционные и текущие), Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ, Акты федеральных органов исполнительной власти, Законы субъектов РФ, Акты исполнительных органов власти субъектов РФ, Акты муниципальных органов власти и управления, Локальные нормативные акты, Соглашения, принятые в порядке социального партнерства.
Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц Законы вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если иное не предусмотрено законом. Законы не имеют обратной силы. Прекращают действие с официальной отменой тем же органом, который принял акт. Законы действуют на всей территории РФ, если иное не определено законом. Действие законов распространяется на всех граждан РФ, юридических лиц, государственные и муниципальные органы, в том числе на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные организации, международные организации, если иное не предусмотрено законом.
Норма права Нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Признаки нормы права: - Общий характер нормы (регулирует вид отношений, обращена к персонально неопределенному кругу лиц, рассчитана на неопределенное число типичных случаев, действует непрерывно, постоянно) -Формальная определенность нормы, -Общеобязательность, -Обеспечение принудительной силой государства.
Виды норм права
Структура правовой нормы Норма строится по модели условного предложения: «Если …, то …, а иначе наступят такие-то последствия». Норма имеет трехзвенную структуру: гипотеза – условия действия данной нормы, диспозиция – само правило поведения, санкция – последствия несоблюдения нормы. Для облегчения восприятия нормативного материала и в целях экономии, сокращения объема нормативных актов законодатель сокращает текст, избегая повторов и «лишних» слов.
Правоотношение Правоотношение – это общественное отношение, возникающее под воздействием норм права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством. Субъективное право – вид и мера возможного поведения управомоченного лица (возможность собственного поведения, претензии на поведение обязанных лиц, требование юридической защиты) Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения стороны правоотношения.
Признаки правоотношения: Признаки правоотношения: - имеет волевой характер, - возникает на основе норм права, - является правовой оболочкой, внешней формой реально существующего отношения, – это связь, состоящая из юридических прав и обязанностей участников. Содержание правоотношения составляет комплекс субъективных прав и обязанностей Лица одновременно могут состоять во многих правоотношениях разной отраслевой принадлежности
Субъекты правоотношения Лица признаются субъектами права и правоотношения государством и наделяются им юрилическим свойством правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.
Правоотношения существуют во времени, возникают, изменяются и прекращаются при наличии юридических фактов Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений ( достижение определенного возраста, истечение срока, совершение сделок и договоров, решение суда, причинение вреда, смерть лица, природные явления, техногенные катастрофы и прочие обстоятельства).
Правонарушение Правонарушение - это виновное поведение людей, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Признаки правонарушения: это акт поведения, выражающийся в действии или бездействии; это такое поведение, которое противоречит предписаниям правовых норм (противоправное); это виновное поведение; это поведение, наносящее вред обществу, и потому являющееся общественно опасным.
Виды юридической ответственности
Юридическая ответственность Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера. Характерна неразрывная связь с государственным принуждением. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Виды юридической ответственности отличаются характером, тяжестью санкций. Материальная и гражданско-правовая ответственность сочетаются с уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью.
Государственное принуждение
Правотворчество Это деятельность государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению законов и других нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт характеризуется признаками: -содержит нормы – общеобязательные правила поведения, -распространяется на неопределенный круг лиц, -применяется непрерывно, постоянно, -принят уполномоченным государственным органом по особой процедуре. Правотворчество осуществляется высшим законодательным органом. В России таким органом является Федеральное собрание РФ и законодательные собрания субъектов РФ.
Законодательная процедура Законодательная процедура – это установленный порядок создания и прохождения проектов законов в парламенте (сенате, сейме и пр.). Определяется специальным актом (регламентом). Выделяют 4 стадии законодательного процесса: Законодательная инициатива, Обсуждение законопроекта, Принятие и утверждение законопроекта, Обнародование (опубликование) закона.
Обсуждение законопроекта в Государственной Думе
Реализация норм права Реализация норм права – это процесс претворения предписаний правовых норм в деятельности субъектов права. Различают несколько форм реализации права: -исполнение (соблюдение) (обязывающих и запрещающих норм), -использование (управомочивающих норм), - применение права (государственными органами). Применение как форма реализации используется в тех случаях, когда недостаточно первых трех форм или реализация права затруднительна, или вообще невозможна без государственного вмешательства (назначение пенсии, пособия, признание банкротом, решение гражданского спора и т.п.)
Правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли в жизни общества Структура правосознания
Основные правовые системы современности Романо-германская правовая семья Англо-саксонская система права (общее право и право справедливости) Мусульманское право Право Китая Право Индии
Конституционное право Constitutio (лат.) – установление Конституция - основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя страны. Конституция Российской Федерации была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Является правовым актом, носящим учредительный характер, устанавливает базовые основы общественных отношений, охватывает все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную и др.
Конституция обладает юридическими свойствами, которые отличают ее от других законов Конституция обладает юридическими свойствами, которые отличают ее от других законов
Содержание Конституции РФ Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов Раздел первый содержит 9 глав: -Основы конституционного строя, -Права и свободы человека и гражданина, -Федеративное устройство РФ, -Президент РФ, -Федеральное собрание, -Правительство РФ, -Судебная власть, -Местное самоуправление, -Поправки и пересмотр Конституции РФ. Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям
Федеративное устройство РФ Россия – федеративное государство. Федерация – союзное государство, государственно-правовое объединение, обеспечивающее государственное единство входящих в его состав государств и сохраняющих за ними определенную политико-юридическую самостоятельность В составе России несколько видов субъектов, являющихся государственно- территориальными образованиями: -республики, - области, - края. Федерация в РФ не только форма государственного устройства, но и одна из основ конституционного строя. Федерализм рассматривается как государственная организация национальных отношений, способ разрешения национального вопроса, демократизации управления.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация – суверенное государство, обладающее всей полнотой государственной власти на своей территории Характеризуется территориальным единством, Единым гражданством, Наличием общих для всей федерации органов государственной власти, Наличием единой системы права Наличием федеральной собственности, Единой денежной и кредитной системы, Едиными вооруженными силами, Правом внешних сношений с другими государствами, Государственным языком, Государственными символами (государственный флаг, герб, гимн) Конституция определяет предметы ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения России и ее субъектов.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации В составе РФ имеются 22 республики , 46 областей, 9 краев, три города федерального подчинения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального подчинения определяется Конституцией РФ (глава 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти областей, краев.
Судебная система РФ
Судебная система
Состоит из 19 судей Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Конституций республик, уставов субъектов РФ; споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и запросам судов. Положения закона, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат применению.
Местное самоуправление в РФ
Физические лица как субъекты гражданского права Правоспособность - это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность является: равной, абстрактной, неотчуждаемой от личности. Отказ от правоспособности и иные сделки, направленные на ограничение правоспособности являются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (ч. 3 ст. 22 ГК РФ). Правоспособность возникает с момента рождения и сопровождает человека всю жизнь, прекращается со смертью лица.
Дееспособность физического лица Дееспособность – способность лица самостоятельно, своими действиями приобретать гражданские права и нести обязанности. Содержание дееспособности определено законом: иметь имущество в собственности, завещать имущество, заниматься предпринимательской деятельностью индивидуально или совместно с другими лицами, иметь права автора произведений науки, литературы, искусства, выбирать место жительства и т.п. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении гражданского совершеннолетия в 18 лет
Дееспособность граждан Дети до 6 лет –полностью недееспособные граждане. Правоспособность за них реализуют родители, усыновители, опекуны. Малолетние - дети от 6 до 14 лет. Вправе совершать мелкие бытовые сделки; безвозмездные сделки, направленные к собственной выгоде; распоряжаться деньгами, предоставленными родителями. Имущественной ответственности по своим долгам не несут. Дети от 14 до 18 лет – частично дееспособные. Вправе совершать сделки с письменного согласия родителей; самостоятельно распоряжаются своими доходами; могут открыть счет в банке; могут иметь права авторов произведений науки, литературы, искусства. Несут ответственность по своим долгам своими доходами, а при недостаточности доходов дополнительную ответственность несут родители, усыновители, попечители.
Ограничение дееспособности Основанием является психическое расстройство, вследствие чего гражданин не может понимать значение своих действий и руководить ими. Признание гражданина недееспособным осуществляется судом, над ним учреждается опека и назначается опекун. Гражданин полностью недееспособен, поэтому не вправе совершать никаких сделок. Ответственности по своим долгам нести не может. Опекун доставляет содержание, осуществляет уход и надзор за недееспособным гражданином. Решение суда может быть отменено при изменении ситуации
Понижение возраста дееспособности Гражданин, вступивший в брак до достижения 18 лет (в тех случаях, когда это разрешается законом) приобретает полную дееспособность. При расторжении брака до 18 лет приобретенная дееспособность сохраняется. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате дееспособности.
Понятие и признаки юридического лица - организационное единство; - имущественная обособленность (юридическое лицо имеет имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении); - самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам всем своим имуществом; учредители по долгам юридического лица не отвечают за исключением случаев, установленных законом; - самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени (юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности); - может быть истцом и ответчиком в суде.
Филиалы и представительства юридического лица - не являются юридическими лицами; - наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом; - действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений; - руководитель представительств и филиалов назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности; - филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица
Ответственность юридического лица и его органов Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, установленных кодексом или учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов выступает от имени юридического лица, обязано по требованию его учредителей, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные юридическому лицу. Учреждение отвечает по обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Орган юридического лица Должен быть оформлен каким-либо образом, чтобы в нем усматривался инструмент юридического лица; Образуется (назначается, избирается)в соответствии с порядком , определенным законом или учредительными документами; Обладает набором полномочий, в пределах собственной компетенции; Эта компетенция позволяет органу реализовать волю юридического лица и приобретать от его имени и для него гражданские права и обязанности. Лицо, выступающее от имени юридического лица, должно действовать в интересах юридического лица, добросовестно и разумно. По требованию учредителей оно обязано возместить убытки, причиненные юридическому лицу.
Классификация юридических лиц по цели создания Коммерческие и некоммерческие организации..
Юридические лица могут быть объединены в три группы в зависимости от того, сохранили ли учредители имущественные права на имущество юридического лица
Коммерческие организации Хозяйственные товарищества - полные товарищества, - товарищества на вере. Хозяйственные общества: - общество с ограниченной ответственностью, - общество с дополнительной ответственностью, - акционерное общество. Хозяйственные партнерства; Производственный кооператив; Унитарные предприятия: государственное, муниципальное, казенное предприятие.
Публичными являются акционерные общества, Публичными являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу Закона (1 сентября 2014 г.) (как открытые, так и закрытые общества).
Некоммерческие организации (закрытый перечень) Общественные организации Религиозные организации Потребительские кооперативы Фонды Учреждения (бюджетные, автономные, казенные) Некоммерческие партнерства Ассоциации и союзы юридических лиц Автономные некоммерческие организации Казачьи общества Общины малочисленных народов Публично-правовые компании Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Правоспособность юридического лица Юридическое лицо может иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным учредительными документами, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, как правило, имеют общую правоспособность – могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Как коммерческие, так и некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Ограниченная или специальная правоспособность
Государственная регистрация юридического лица Создание юридического лица осуществляется по решению учредителей. Регистрация осуществляется в налоговых органах по месту нахождения органа юридического лица. Производится запись в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для ознакомления. Для регистрации юридического лица необходимо представить документы: Заявление о регистрации, Решение о создании юридического лица ( в виде протокола собрания, договора и др.), Учредительные документы, Документ об уплате госпошлины. Регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней. Основания к отказу в регистрации: обращение в ненадлежащий регистрирующий орган; несоответствие учредительных документов требованиям закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в арбитражный суд.
Реорганизация юридического лица Осуществляется по решению учредителей либо органа юридического лица, если это предусмотрено уставом. Характеризуется правопреемством - права и обязанности переходят к вновь создаваемому лицу (лицам) в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании в другую организационную форму) или разделительным балансом (при разделении, выделении). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать информацию о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица, даже оспариваемым, и представляются на регистрацию наряду с другими документами
Формы реорганизации юридических лиц
Реорганизация юридического лица Передаточный акт и разделительный баланс представляются для государственной регистрации вновь создаваемых лиц вместе с учредительными документами. Непредставление этих документов или отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого лица влекут отказ в регистрации. Для обеспечения прав кредиторов учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить их о предстоящей реорганизации. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое лицо, и возмещения убытков.
Ликвидация юридического лица Ликвидация, в отличие от реорганизации, влечет прекращение деятельности юридического лица без правопреемства. Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно (по решению самих учредителей либо органа юридического лица, если это предусмотрено уставом) и принудительно (по решению суда в случаях грубых нарушений закона, осуществления деятельности без лицензии или запрещенной законом, неоднократными нарушениями закона и др.). Если стоимости имущества недостаточно для расчетов с кредиторами, юридическое лицо может быть ликвидировано только в соответствии с Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г.
Порядок ликвидации юридического лица Учредители принявшие решение о ликвидации, обязан сообщить в налоговые органы, ведущие ЕГР, о внесении сведений, что лицо находится в процессе ликвидации. Учредители создают ликвидационную комиссию, устанавливают сроки и порядок ликвидации. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации юридического лица и сроках предъявления требований кредиторами, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности и письменно уведомляет всех кредиторов о ликвидации. После истечения срока комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями и приступает к расчетам с кредиторами.
Очередность удовлетворения требований Удовлетворение требований осуществляется в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ: В первую очередь удовлетворяют требования граждан, перед которыми лицо отвечает за причинение вреда жизни и здоровью граждан; Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников; В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; В четвертую очередь производятся расчеты со всеми другими кредиторами. Юридическое лицо считается ликвидированным после внесения соответствующей записи в ЕГР юридических лиц.
Банкротство юридического лица Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны: - коммерческие организации, за исключением казенных предприятий, некоммерческие организации, за исключением политических партий и религиозных организаций. Банкротство является способом разрешения противоречий между участниками рынка цивилизованным способом. Преследуются цели: - выведения из оборота неплатежеспособных участников, - возможность восстановления платежеспособности тех участников, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут рассчитаться с кредиторами.
Признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица Неспособность должника производить платежи по денежным обязательствам в течение трех месяцев с момента наступления срока платежа. Наличие суммы долга свыше 300 тыс. руб. является дополнительным признаком, т.к. позволяет инициировать дело о банкротстве в арбитражном суде. При банкротстве имеют значение долги только по денежным обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых оснований, и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Процедуры несостоятельности Наблюдение, Финансовое оздоровление, Внешнее управление, Мировое соглашение, Конкурсное производство. Все процедуры осуществляются под контролем арбитражного суда и назначаемого судом арбитражного управляющего
Расчеты с кредиторами при признании банкротом 1 очередь – расчеты с лицами, получившими травмы, увечья на производстве по возмещению вреда здоровью, 2 очередь – расчеты с работниками по выплате заработной платы и выходных пособий, 3 очередь – расчеты со всеми иными кредиторами. При недостаточности денег для расчета с соответствующей очередью, удовлетворение требований осуществляется пропорционально объему заявленных требований. Все требования будет считаться погашенными (как удовлетворенные, так и неудовлетворенные).