Таким я вижу этот мир ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИАВТОР: ВЕПРИКОВ ИВАН 1 КЛАСС «Г» АОУСОШ №4 ДИНСКОГО РАЙОНА.РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОЛГОПОЛОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА,УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СТАНИЦА ДИНСКАЯ 2012 ГОД
ЦЕЛЬ:ПОЗНАКОМИТЬ С ИСТОРИЕЙ ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ (ПАСХА, СПАС)
ЗАДАЧИ:1. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ;2. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР, РЕЧЬ ДЕТЕЙ;3. ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, КРАЯ, ГОРОДА.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:СБОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ- ФОТОГРАФИИ- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Кто любит Бога, тому дано знание от Него
И в душе светло и жутко,Словно кто-то ходит там – Это сам Христос МалюткаПостучался в гости к нам.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ПАСХА Поселились птицы в гнездах,Снег растаял как свеча.Пахнет сладким духом воздухЗолотого кулича.Дождик солнечный закапалВ этот день святых чудес.И меня целуя, мамаГоворит: «Христос Воскрес! — Воистину Воскрес!!!»
ПасхаСветлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называется полунощница. Во время службы из середины храма в алтарь вносят плащаницу. В полночь раздается колокольный звон (благовест), в церкви зажигаются все свечи и паникадила. Священники в праздничном светлом облачении выходят из алтаря под песнопения прихожан, и начинается крестный ход вокруг церкви. Затем открываются царские врата, что символизирует открытие Христом врат рая, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После заутрени начинается торжественная литургия, в конце которой освящается артос – особый хлеб с изображением креста и тернового венца. Этот хлеб в конце Пасхальной недели раздают верующим.После окончания торжественной службы в храме прихожане поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением, трижды целуются и произносят при этом слова, которые говорили друг другу апостолы, когда узнали о Воскресении Христа: "Иисус воскресе!" – "Воистину воскресе!"И солнышко скачет в Христов день
ПасхаСветлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.Особое значение праздника состоит в победе над смертью и злыми силами, в даровании людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю.Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.В Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется. "Солнышко скачет в Христов день", – говорили крестьяне. Считалось, если солнце "играет", "трепещет" – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю. Ведь по легенде в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт только через неделю в Фомино воскресенье.
ПасхаСветлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой. Обязательно на столе были освященные в церкви яйца, кулич, творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Он клал пасхальное яйцо на божницу, молился, а затем разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого распределялись кулич и другие угощения. Утром дети собирались группами по 10–20 человек и шли "христосоваться". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос воскресе!", те отвечали: "Воистину воскресе!" и одаривали их яйцами, пирогами, куличом.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом гроба Господня, в котором возникает жизнь. А красный цвет являлся символом возрождения верующих кровью Христа. На Пасху было принято обмениваться крашенными яйцами в знак победы Иисуса Христа над смертью и злыми силами. Но и в древних земледельческих обрядах яйцо символизировало зарождение новой жизни, и его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить.На Пасху празднично одетая молодежь собиралась на улице. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, играли; особенно популярной была игра в "катание яиц". Суть ее состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по деревянному наклонному желобу или просто с невысокой горки. Нужно было так скатить свое яйцо, чтобы сбить с места расставленные полукругом внизу яйца всех участников игры. Если это удавалось, то счастливчик забирал себе сбитое яйцо, если нет – в игру вступал другой участник, а яйцо оставалось на кону. Игра была очень азартной, и некоторые ловкачи набирали за игру до двух, а то и трех десятков яиц. Вероятно, эта игра возникла на основе древних магических действий, когда по полю, засеянному озимыми культурами, катали яйца, чтобы собрать хороший урожай.
ПасхаСветлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о Воскресении, тут же все освещалось огнем. В разных местах зажигали костры или поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах.С первого дня Пасхи и до субботы разрешалось всем звонить в колокола, поэтому колокольный звон не смолкал с раннего утра и до вечера. В сельской местности в Пасхальную неделю священники обходили Крестным ходом все дома, святили куличи и яйца, кропили все вокруг святой водой, окуривали помещения ладаном кадила. До их прихода не полагалось петь, громко смеяться и веселиться, т.к. это время считалось святым.
КАК Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ЭТОТ ПРАЗДНИКПасха - самый светлый христианский праздник, именуемый также, как День Воскресения Христова. В день пасхи принято дарить друг другу разноцветные крашеные пасхальные яйца, освещать куличи. Пасхальные яйца являются главным символом праздника светлой Пасхи.
Для меня Пасха – это золотистые куличи, пироги, крашенные яйца, убранный чистый дом, приятное радостное возбуждение. Семья за столом. Что может быть лучше этого? Я благодарю Бога за все хорошее, что Он даровал нашей семье. Христос Воскресе!
СПАСЯблочный спасПреображение Господне, В народе Спасом яблочным зовут.И праздник этот прославляя, Плоды созревшие, все в храм несут.Сей праздник к мудрости, нас призывает, И зрелыми нам быть велит.Плоды из семени произрастают, Созревший плод, всех насладит…Ирина Котова
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.В августе в церковном календаре представлены три праздника, посвященные Иисусу Христу. 14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается праздник "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". В этот день вспоминают о трех христианских святынях: Кресте Господнем, образе Спасителя и иконе Божьей матери, которые помогли византийскому императору Мануилу одержать победу над язычниками, а Андрею Боголюбскому завоевать волжских булгар в 1164 г. Кроме того, в этот день в 988 г. было совершено крещение Руси Владимиром Мономахом. На Руси в народе этот праздник называли по-разному: первым, мокрым, медовым, хлебным Спасом.
Первый спасПервый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.Первый Спас именовали медовым, потому что в этот день в церковь приносили мед для освящения. Считалось, что с этого дня пчелы перестают производить мед. Вернувшись из церкви, крестьяне разговлялись свежим освященным медом. Ели также огурцы, макая их в мед или намазывая медом половинки разрезанного огурца. А в Древней Руси на первом меду пекли огромный хлеб-пряник из муки нового урожая.Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый спасПервый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.В этот день в церквях торжественно выносили крест и совершали крестные ходы к водоемам (рекам, озерам, прудам, источникам), где происходило освящение воды, благодаря чему праздник и получил название Мокрый Спас, или Спас на водах. После освящения купались, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Также купали лошадей и другую скотину, чтобы защитить животных от разных болезней, а лошадей окропляли святой водой.Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
Первый спасПервый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.В районах, где к этому времени собрали овощи и хлеба, было принято освящать в церкви венки, сплетенные из колосьев, и первые плоды нового урожая. В день Первого Спаса начинался ранний сев озимой ржи. Перед посевом часть семян освящали в церкви. С Первым Спасом связывали проводы лета и окончание летних хороводов. В народе говорили: "Пришел Первый Спас, держи шубу про запас".Пришел Первый Спас, держи шубу про запас
В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы в присутствии учеников.19 августа (6 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Преображения Господня, который связан с библейской легендой о том, что, находясь в Галилее, Иисус со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Богословом отправились помолиться на гору Фавор, где на глазах учеников совершилось чудо. Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, говоривших с ним о последних днях его земной жизни.В народе этот праздничный день называли Вторым Спасом, но чаще "яблочным". К этому дню поспевали яблоки и другие плоды и овощи. Их несли для освящения в церковь, после этого плоды разрешалось есть.
Второй спасВ этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы в присутствии учеников.Яблоки, освященные в день Преображения, назывались "спасовскими". При разговлении ими молодежь загадывала о своей судьбе: желание, задуманное при съедании первого куска яблока, должно было обязательно исполниться. Спасовскими яблоками угощали нищих и больных. После обедни совершали благодарственные молебны в садах. Затем начинался сбор яблок и их продажа. В некоторых губерниях на Второй Спас приходились первые "осенины", т.е. первая встреча осени.Яблочное семя знает свое время
Третий спасСпас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.29 августа (16 августа по старому стилю) православной церковью отмечается праздник, посвященный Нерукотворному образу Иисуса Христа, чудесным образом возникшему на полотенце, которым он отер свое лицо. Это полотенце как святыня было перенесено в Константинополь из Месопотамии. По древнему преданию в этот день Авгарь, властитель города Едессы, где хранилось священное полотенце, исцелился от проказы, едва прикоснувшись к нему. В народе этот праздник назывался еще "холщовым", "хлебным" или "ореховым" Спасом.
Третий спасСпас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.Третий Спас назывался "хлебным", потому что в некоторых местах к этому дню дожинали хлеб и совершали обряды, связанные с последним именинным снопом. Говорили: "Третий Спас – хлеба припас". В этот день впервые пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
В моей душе эти православные праздники оставили неизгладимые впечатления. Я никогда не забуду историю возникновения этих традиций, поэтому постараюсь передать эту информацию своим родным, знакомым и одноклассникам.