Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК «Концепция УМК «Школа России» и ее реализация в завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» 900igr.net
Научный руководитель УМК «Школа России» Автор учебников, рабочих тетрадей, и многих других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного для начального общего образования УМК «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования . Андрей Анатольевич Плешаков
Обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Главная концептуальная идея УМК «Школа России» Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспи-тания гражданина нашего Отечества. Ведущая целевая установка УМК:
Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться. УМК способствует решению следующих образовательных задач:
Основополагающие принципы УМК «Школа России» Принцип воспитания гражданина России Принцип ценностных ориентиров Принцип обучения в деятельности Принцип работы на результат Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании
личностных регулятивных познавательных коммуникативных. УМК «Школа России» предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: На это нацелены все учебные предметы с учетом специфики их содержания и способов освоения.
ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность; преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универ-сальными учебными действиями (УУД); проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги; Методическое обеспечение учебников предусматривает:
практическую направленность содержания учеб-ного материала с опорой на социальные опыт ученика, связь с реальной действительностью; возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школь-ников; возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: исполь-зование электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, мультимедийных приложений.
Учебники завершенной предметной линии «Окружающий мир» авт. А.А. Плешаков. Состав УМК Учебник Рабочая тетрадь Тесты Поурочные разработки Рабочие программы. 1-4 кл. Комплект демонстрацион- ных таблиц От земли до неба. Атлас- определитель Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов Великан на поляне, или Первые уроки экологичес- кой этики Электронное сопровождение к учебнику
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Личностные результаты Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 1 класс, 1 часть
Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 2 класс, 1 часть
Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 3 класс, 2 часть
Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 4 класс, 2 часть
Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 1 класс, 1 часть
Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 1 класс, 2 часть
Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 2 класс, 1 часть
Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 2 класс, 2 часть
Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 4 класс, 2 часть
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 1 класс, 1 часть
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 2 класс, 2 часть
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 4 класс, 2 часть
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 1 класс, 2 часть
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 1 класс, 2 часть
Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 2 класс, 1 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс, 2 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс, 2 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс,2 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 3 класс, 2 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 3 класс, 2 часть
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 4 класс, 2 часть
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 1 класс, 2 часть
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 2 класс, 1 часть
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 2 класс, 2 часть
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о социальной справедливости и свободе 4 класс, 2 часть
Эстетические потребности, ценности и чувства 2 класс, 1 часть
Эстетические потребности, ценности и чувства 4 класс, 1 часть
Эстетические потребности, ценности и чувства 4 класс, 1 часть
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 1 класс, 1 часть
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 1 класс, 1 часть
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 2 класс, 2 часть
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 3 класс, 1 часть
Навыки сотрудничества со взрослыми в различных ситуациях Рабочая тетрадь, 1 класс
Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 2 класс, 2 часть
Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 2 класс, 2 часть
Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 3 класс, 2 часть
Установка на безопасный, здоровый образ жизни 1 класс, 1 часть
Установка на безопасный, здоровый образ жизни 1 класс, 2 часть
Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть
Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть
Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть
Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 2 часть
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 2 класс, 2 часть
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 3 класс, 1 часть
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 3 класс, 2 часть
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) Рабочая тетрадь, 1 класс, 1 часть
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 2 класс, 2 часть
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 3 класс, 2 часть
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности 2 класс, 1 часть
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть
Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть
Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть
Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть
Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть
Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 3 класс, 1 часть
Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 3 класс, 2 часть
Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть
Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 1 класс, 1 часть
Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 2 класс, 1 часть
Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 3 класс, 1 часть
Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 4 класс, 1 часть
Овладение логическими действиями (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть Сравнение
Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Анализ 2 класс, 1 часть
Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Синтез 3 класс, 1 часть
Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Классификация 2 класс, 1 часть
Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Определение причинно-следственных связей 1 класс, 2 часть
многообразие мира целостность мира уважение к миру, Содержание учебников строится на основе системы ведущих идей: которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе.
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа определителя; моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку норм и правил. Приоритетные виды деятельности:
Рабочая программа «Окружающий мир» Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика курса Ценностные ориентиры содержания курса Место курса в учебном плане Результаты изучения курса Содержание курса (270 ч) Человек и природа Человек и общество Правила безопасной жизни Тематическое планирование 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41 E-mail: [email protected] http://www.school-russia.ru Научный руководитель УМК «Школа России» А.А.Плешаков Координатор проекта «Школа России» Зоя Дмитриевна Назарова 8 (495) 789 30 40, доб. 3307 [email protected] Контакты