ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНООБРАЗИЯ РАСТЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ А.А. ПЛЕШАКОВА «МИР ВОКРУГ НАС» Тустикова Бибинур Аманбаевна, учитель начальных классов
Актуальность исследования О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на разных языках. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть развивать экологическое сознание детей. Именно в этом возрасте узнают о разнообразии растений, учатся различать растения, анализировать, группировать, обобщать полученные знания. Закладываются основы трудолюбия, бережного отношения к природе.
Цель исследования: выявить влияние изучения разнообразия растений на развитие экологического воспитания младших школьников. Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в начальной школе при изучении разнообразия растений. Предмет исследования: Методика формирования знаний младших школьников при изучении разнообразия растений.
Гипотеза исследования: состоит в том, что разнообразие форм и методов обучения младших школьников обеспечит: усвоение знаний и основных понятий по разнообразию растений. развитие инициативы и творчества младших школьников, саморегуляцию.
Задачи: ознакомление учащихся с разнообразием растений, расширение знаний о растениях; развитие познавательного интереса, наблюдение и использование своих наблюдений в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природе; выделить и охарактеризовать основные формы и методы организации экологического образования в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по выявлению развития знаний и умений по разнообразию растений у младших школьников;
База исследования: Экспериментальная работа проводилась в Целинной средней общеобразовательной школе Русско-Полянского района Омской области с учащимися 4 класса. Всего в эксперименте приняло участие 14 учеников. Цель эксперимента: выявить влияние изучения разнообразия растений на развитие экологического воспитания младших школьников.
Анкетирование учащихся 4 класса по следующим заданиям: 1. Любое растение - живой организм. Любой живой организм отличается от неживого предмета способностью к размножению. Как ты думаешь, что такое размножение? 2. Растения могут размножаться семенами. Нарисуй семена известных тебе растений. 3. Напиши названия растений, которые ты сам сажал семенами. 4. Как ты ухаживал за растениями, выросшими из этих семян: а) с интересом; б) по необходимости; в) с чувством долга; г) с удовольствием; д) мне было всё равно; е) твой вариант ответа; 5. Напиши два самых любимых предмета. 6. Напиши два самых нелюбимых предмета.
Диаграмма выбора учащимися любимых и нелюбимых предметов до проведения эксперимента.
анкета для родителей 1. Чем занимается ваш ребенок в свободное время? а) читает, рисует; б) ходит на секцию, кружок; в) смотрит телевизор; г) ваш вариант; 2. Помогает ли ребенок в выращивании растений на огороде, всаду? Если ДА, то укажите виды деятельности ребенка (поливает, пропалывает и т.д.): а) нет; б) да; 3. Есть ли у вас дома комнатные растения? Кто за ними ухаживает? а) нет; б) мало; в) много;
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Вегетативное размножение комнатных растений»
Экологический проект «Наше дерево»
Заключительный третий этап исследования проводился с использованием анкетирования Понравилась ли тебе практическая работа? За каким растением ты ухаживаешь? Нарисуй это растение. Какие изменения с ним произошли. Нравится ли тебе ухаживать за твоим растением? а) да; в ) не очень; б) нет; Напиши два самых любимых предмета. Напиши два самых нелюбимых предмета.
Выбор учащимися предмета «Окружающий мир» как любимого и нелюбимого
Диаграмма выбора учащимися любимых и нелюбимых предметов после проведения эксперимента.
заключение Входе исследования намеченные задачи были достигнуты: учащиеся узнали, что на земле существует большое разнообразие растений; в результате непосредственного общения с природой у школьников наблюдалось желание в активном познании окружающего мира; при рассмотрении форм и методов экологического воспитания учащиеся научились самостоятельно проводить наблюдения, обобщать результаты исследования в самой разнообразной форме; успешно организованная учебно-воспитательная работа при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению целого ряда задач.