Христианская семья 4 класс Урок № 27 Модуль: «Основы православной культуры» Учебник: «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2011г. Автор: Учитель начальных классов Ловицкая Татьяна Александровна 5klass.net
Цель урока: Сформировать основные представления о христианской семье, о браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности. Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи. Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений. Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений. Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь. Задачи:
Тип урока: Открытие новых знаний Планируемый результат Предметные: Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи; Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье. Метапредметные: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта; Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Личностные: Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей; Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная; Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала; Выполнение заданий творческой направленности; Просмотр и обсуждение ЭОР.
Оборудование: Компьютер с выходом в интернет; Мультимедийный проектор; Презентация; Интернет – ресурсы; Семейные фотографии; Рисунки детей на тему «Счастливая семья»; Учебник.
Ключевые понятия: «Семья» «Счастливая семья» «Венчание» «Бремя» «Семейные традиции»
Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 1 Организационный момент Настраивает учащихся на работу,организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Проговариваютправила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила. 1 мин.
Структура урока: Дома вы рисовали счастливую семью. С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе? Так что же такое семья? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 2 Актуализация Обращается с вопросомк опережающему домашнему заданию - рисункам учащихся на тему «Счастливая семья». Рассматривают выставку рисунков,отвечают на вопросы, делают вывод. 1 мин.
Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3. 1 Основная часть: Работа с материалом ЭОР. Предлагает внимательно посмотреть материал ЭОР ,познакомиться с понятием «семья», историей ее возникновения.Демонстрация ЭОР по 5 шаг. Осуществляют просмотр материала ЭОР. 2 мин.
Семья Это…..
Структура урока: Что такое семья? Сколько лет существует семья? В каких семьях должны воспитываться дети? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.1 Предлагает вопросы к материалу ЭОР Отвечают, обсуждают. 3 мин.
Предположительные ответы учащихся: Семья- это ячейка общества, связанная отношениями между родными; Семья существует 1000 лет; Ученые считали, что дети должны воспитываться в семьях, где есть ЛЮБОВЬ.
Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.2 Работас текстом параграфа № 27 Предлагает прочитать 1 абзац учебника на с.86 и найти два слова характеризующих семью с христианской точки зрения. Читают, осуществляют поиск слов в тексте, отвечают. 1 мин.
Структура урока: Как вы думаете, что же является главным составляющим для семьи? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.3 Творческаяработа, составление кластера Просит сопоставить полученную информацию о семье из двух источников исоставить кластер «Семья», с добавлением своих суждений. Выполняютзадание в рабочих тетрадях. Представляют варианты ответов. 2 мин. Демонстрация слайда. Задает обобщающийвопрос. Подводит к верному ответу. Отвечают. 1 мин.
Семья Ячейка общества Ковчег Гнездо Любовь
Структура урока: Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо. Есть семьи, которые проносят чувство любви друг к другу всю свою жизнь. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.4 Информационный блок Рассказывает о семье, опираясь на текст учебника на с. 86, подводя к следующему заданию. Слушают. 2 мин.
Структура урока: Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.5 Работа поиллюстративному материалу Предлагает рассмотреть иллюстративныйматериал: портрет семьи Романовых и ответить на вопросы. Рассматривают портрет, учувствуют в анализе. 3 мин.
Семья Романовых
Действительно это удивительная семья, глубоко верующая - семья, в которой жила любовь. Вопрос: Ребята, а вам интересно о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад? Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу. Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.6 Представление текстового материала. Подводит к выполнению следующего задания,демонстрирует слайд с письмами императрицы, ее фотографиями. Знакомятсяс текстамиписем. 2 мин.
Фрагменты писем Александры Федоровны Романовой (1872-1918) «О, Ники, мои мысли полетят вслед за тобою, и ты будешь чувствовать, как твой Ангел-Хранитель парит над тобой. И хотя мы неразлучны, наши сердца и мысли вместе, мы связаны друг с другом невидимыми прочными узами, и ничто не может разъединить нас….Как я тебя люблю с каждым днем все больше и больше.» 1894 год. Осборн. «Дети целуют тебя много-много раз, и женушка тоже. Я надеюсь, сейчас ты чувствуешь себя спокойнее. Целую тебя и с любовью прижимаю к своему сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб.» 1914г. Царское Село
Вопросы: Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.) Какие слова говорят о любви? А чем письма отличаются? (между письмами разница в 20 лет). Вывод: Настоящая любовь в семье живет всегда. Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.6 Анализтекстового материала Задает вопросы по прочитанному, подводитквыводу. Рассуждают, делают вывод. 3 мин.
Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.7 Работас текстом параграфа № 27 Учительнаправляет к следующему моменту урока. Предлагает используя текст учебника (абзац 3-5 с. 86) и разно уровневый раздаточный материал выполнить задание в парах. Помогаетпровести защиту ответов. Работаютв тексте раздаточного материала, защищают свои варианты ответов и комментируют ответы других. 3 мин.
Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым? Раздаточный материал – 1 уровень. Любовь
Раздаточный материал – 2 уровень. Выбери, что символизируют брачные венцы: Царство Мученичество Награда Вечность Богатство Единство любви и испытание
Раздаточный материал – 3 уровень Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _______________________________. Вставь в текст нужное слово.
Вступление в брак в православии называется «венчание». Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. Вопрос: Как вы думаете почему? Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.8 Введение новыхпонятий. Учитель подводит к понятиям: «венчание», «бремя» Слушают,отвечают на вопрос. 2 мин.
Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.9 Анализцитаты из учебника. Демонстрация слайда. Предлагает обсудить цитату. Обсуждают. 1 мин.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Новый завет) Как вы поняли - что такое бремя? Какой смысл несет данная фраза?
Скажите, а от вас зависит счастье в семье? Какими делами и поступками вы можете помочь семье быть счастливой? Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.10 «Мозговой штурм» Организует проведение «мозгового штурма» Основываясь на социальный опыт предлагают свои суждения. 3 мин.
Физминутка
Мы семья – всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем Мы всегда во всем поможем. Маме дружно помогаем С полок пыль мы вытираем, Моем гладкие окошки Со стола смахнем все крошки, протрясем половики, чисто вымоем полы. Потрудились, отдохнули. Сели разом за столы. Взяли книжки, взяли ручки, И дождались тишины. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.11 Физминутка Организует проведение тематическойфизминутки. Выполняют упражнения. 1 мин.
Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Задание: какие семейные традиции изображены на картинах? Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.12 Введениенового понятия Подводит к заключительному понятию «традиции» семьи. Демонстрация иллюстративного материала. Определяют традициисемьии комментируют произведенияживописи. 3 мин.
Традиции семьи
Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 3.13 Анализтекста раздаточного материала. Предлагает по цепочке прочитать текст в раздаточном материале.По ходу чтения предлагает учащимся выбрать и подчеркнуть услышанные варианты семейных традиций. Предлагает записать вывод после его формулировки. Читаютпо цепочке, подчеркивают примеры традиций в семье, отвечают на вопрос, делают вывод, записывают понятие «традиция». 5 мин.
Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью отца – делать своим родным подарки. ..На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей, возможно, они передадут их моим внукам. Вопросы: О каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемый ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. ) Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу. Текст:
Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним. Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 4 Рефлексия Предлагает поработать с пословицами. Демонстрация слайдов. Выполняют задания. 3 мин.
Соберем пословицу клад, в семье лад. На что и когда
Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока. Любовь пламенная, крепче ограды Любовь пламенная, крепче ограды каменной; Нет такого дружка, как родная матушка; Семь раз отмерь и один раз отрежь; Вся семья вместе — и душа на месте; Тише едешь дальше будешь;
Понравились ли вам слова песни? Когда человек счастлив? (когда все вместе). Так давайте беречь свою семью и сохранять ее традиции! Структура урока: № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 4 Рефлексия Подводит итог урокаи предлагает посмотреть клип «Моя семья» группы «Непоседы». Слушают.Подводят итог. 3 мин
Структура урока: Составьте генеалогическое древо своей семьи; Нарисуйте герб своей семьи; Расскажи о традициях своей семьи; По тексту учебника с.87 (библейская история о Хаме) обсудить с родителями - какое поведение называется хамским. Запишите свои совместные рассуждения. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 5 Домашнее задание Озвучивает домашнее задание на выбор учащихся. Записывают. 1 мин
Использованные материалы: Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html; Учебник: Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2011г.; Дивный свет. Дневниковые записи, М.: Русский паломник, 2005г. Фотографии: из личного архива Андрюхиной З.А.; http://www.mamuski.ru/zdorove/psihologiya?id=1408 http://photo.peoples.ru/family/wife/aleksandra_romanova/index.html; http://photos.privet.ru/user/upyortiy_bik/photo/232415518 ; http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B&img_url=www.concert-star.ru%2Fimages%2Fstories%2Ffoto04%2Fneposedy2.jpg&pos=2&rpt=simage; http://www.youtube.com/watch?v=r517zeL3Ftw
Спасибо за внимание!!!