Подготовила: Пензина Ирина Борисовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 22о.в.» города Магнитогорска 900igr.net
Задачи: 1.1. Продолжать формировать умение гибко и широко использовать ролевое поведение. 1.2. Расшатывать стереотипный сюжет. 1.3. Активизировать ролевой диалог. 1.4. Обогащать содержание детских игр сюжетом «Пожарные».
2. Методы и приёмы. 2.1. Ознакомление с окружающим. 2.1.1. Познавательные беседы, рассказы воспитателя: что значит пожар; огонь – друг или враг; - кого называют огнеупорцем; - о том, что носят пожарные; - правила поведения при пожаре; - пожарный транспорт; опасность костров в лесу; а у нас в квартире газ; люди героической профессии; почему пожарные машины красные; на пожаре. 2.1.2. Работа с родителями: предложить совместно просмотреть книги и журналы о специальном транспорте; раскрасить пожарную машину самоделку из дерева дома; вышивание девочки эмблема «Звезда надежды» для костюмов пожарных; - поручить вместе понаблюдать за огнём, рассказать о происхождении огня; - предложить совместно нарисовать или изготовить макет пожарной части; - предложить совместно просмотреть фильмы о пожарных; - помощь в изготовлении атрибутов: пожарная машина, дом - ширма.
2.1.3 Литература К. Чуковский. «Краденое солнце». «Путаница». И. Холин. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». П. Голосов. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке». Т. Волынский. «Кошкин дом». Из шведских детских песенок. «Отличные пшеничные». С. Маршак. «Вчера и сегодня». «Пожар». «Кошкин дом». «Рассказ о неизвестном герое». А. Жигулин. «Пожары». Ю. Яковлев. «Кто о чем поет». Е. Ильин. «Солнечный факел». 2.1.4. Стихи, песни: сл.и муз. С Шабровой «Не играй с огнём» сл.и муз.М Максимчук «Пожарная династия» муз.В.Витлина, сл. И.Лепко «Песня о пожарных» Муз. Е.Ботярова, сл.Ю.Полухина «Я буду пожарным» 2.1.5. Репродуктивная деятельность. - космический корабль: поделки из бросового материала (коробки); - костёр: изображение мятой бумагой, зарево от костра: обрывная аппликация (коллективное панно); - пожарная машина: изображение восковыми мелками и гуашью; -новый вариант пожарной машины, с усовершенствованными деталями: изображение пастелью; - диспетчерская пожарной части: фломастеры; - пожарный гидрант: конструктор Лего; -пожарная техника: поделки из бросового материала (флаконы из-под шампуня, проволока, аркал, палочки чупа-чупсов); -пожарная машина, работа с деревом.
2.2. Изменение в предметной среде. 2.1.6. Экспериментирование: опасные спички; опасная свеча; свеча в банке; бенгальские огни; Новогодняя ёлка; светящийся ландшафт. 2.1.7. Дидактические игры: пожароопасные предметы; символы спасающие жизнь; горит – не горит; что необходимо пожарному; хорошо - плохо; наши помощники; отгадай загадку. 2.2.1. Иллюстрации: - набор открыток «Профессии связанные с огнём»; - плакат «Пожарная безопасность для дошкольников» иллюстрации из книг, журналов пожарной техники, костюма пожарного.
2.3. Обучающие игры. 2.2.2. Атрибуты: -Дом- ширма, пожарный щит, рации, телефоны, пожарная лестница, ящик с песком, каска пожарного, наушники, защитные очки, костюмы пожарных, баллоны для кислорода, ведра, лопаты, топорики, лом, знаки. 2.2.3. Съёмные панно-картины: - горящий лес; - молния бьет в дерево; - диспетчерская пожарной части. 2.2.4. Модули, конструктор. - сюрпризная постройка из модулей и стульев – ворота; - из красных модулей – пожарная часть; - сюрпризные постройки из маленького конструктора и Лего пожарной техники, улицы города. 2.2.5. Игровое поле для игры с мелкими игрушками. макет пожарной часть; макет детского сада; книга трансформер «Пожарная машина»; пожарный щит; макет комнаты, квартиры. 2.3.1. Игровые тренинги, игры-имитации: - выход из задымлённого помещения; - подготовка к выезду на пожар: переговоры с диспетчером; - роботы ищут потерпевших от пожара; - встреча опасностей (обломался карниз, взрыв газа, поломка гидранта).
2.4. Активизирующее общение педагога с детьми. 2.3.2. Игры-придумывания: - каким бывает огонь; - спичка - невеличка и большой пожар; - случай который случился с моим другом; откуда может прийти беда; придумать чем питается огонь; -история огня; а у нас в квартире газ; пожарная тревога. 2.3.3.Игры ТРИЗ, Проблемные ситуации: дым в квартире, найти опасные предметы; огонь добрый, огонь злой; как можно по другому использовать пожарную машину; если бы вы были пожарными, какие новые средства изобрели по оповещению о пожаре и его тушению. как раньше, когда не было света, быстрого транспорта и телефонной связи, оповещали друг друга о пожаре. 2.3.4. Подбор заместителей: - на что похоже. 2.4.1. Обсуждение игры до и после: - выбор темы: «Это интересно, потому что …»; - прослушивание вариантов; - предложение воспитателя: «А может быть так …»; - «Как бы ты поступил…»; - «Как было хорошо», «А как ещё можно было играть …».
2.4.2.Расшатывание стереотипа игры посредством введения разноконтекстных героев: - А лисички взяли спички; У Карлсона поломался моторчик и он не может вылететь с задымлённого чердака; Шапокляк подарила на день рожденье Чебурашке спички; У Малыша загорелся утюг, при вызове пожарных не может назвать точный адрес; Огневушка - Поскакушка собралась в город за покупками. 2.4.3. Расшатывание сюжета посредством телефонных разговоров: - Вызов пожарных, диалог с диспетчером; - Пожарный, пожарный, проверка связи; - Домовёнок Кузя по рации посылает сигнал «SOS», рассказывает, что в доме поселился мальчик Витя, который играет со спичками . -звонок от соседей, ребёнок один дома, в сильно задымлённой квартире. 2.4.4. Внезапный поворот сюжета: огонь перекинулся на рядом стоящие дома; в пожарной цистерне закончился запас воды; - пожарные не могут найти место, где взять воду для заправки цистерны; -пожарная машина не может подъехать к дому из неправильно припаркованной машины. 2.4.5. Зачин игры: - зазывалки: «Тревога, тревога, собираем команду спасателей… »; Объявление «Набор смелых ребят к команду спасателей»; Объявление «Путешествие на машине времени в каменный век»; - внесение карты города Магнитогорска, обсуждение названия улиц; - включение магнитофона с записью сигнала пожарной сирены.
2.4.6. Возможные варианты: Пожар в доме, распределение ролей: событие 1: звонок в пожарную часть событие 2: объявление тревоги событие 3: пожарные собираются на пожар, надевают одежду пожарных событие 4: водитель заводит мотор, дежурный открывает ворота. событие 5: пожарная автоцистерна с пожарными едет на пожар событие 6: пожарные устанавливают лестницу, раскатывают рукава, тушат пожар. событие 7: пожар перекидывается на рядом с домом стоящий автомобиль
событие 8: в диспетчерский центр передают, что пожар 4 категории сложности, просят отправить на помощь второй пожарной расчёт. событие 9: борьба с огнём событие 10: пожарные спасают пострадавших событие 11: подъезжает карета скорой помощи. событие 12: врачи борются за жизнь пострадавших событие 13: пожарные возвращаются в пожарную часть, раздеваются, сушат и складывают одежду, отдыхают, занимаются спортом. событие 14: встречающие, встреча, поздравления.
01 2.4.7. Подключение к игре детей с целью развития гибкого ролевого поведения: -событие 1: Вызов пожарных. 2 прохожих диспетчер пожарной части на пульте01 ребёнок 1,2 ребёнок 3: звонок в пож. принимает вызов о часть, набирают пожаре, просит четко назвать «01» сообщает адрес дома, написанный на табличке, горит «Дом» прикреплённый к дому, назвать очаг возгорания, дождаться приезда пожарных, включает тревожную кнопку Дежурный пожарной части воспитатель: предлагает 4 ребёнку стать командиром пожарных, и быстро собрать команду на пожар.