Открытый урок к городскому семинару учителей начальных классов в з-а классе по предмету окружающий мир Тема: «Золотое кольцо России» Учитель: Снитковская Раиса Андреевна г. Балаково апрель 2008 г. Муниципальная общеобразовательная школа №19 900igr.net
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид урока: заочное путешествие. Методы урока: частично-поисковый. Цель урока: - Сформулировать у учащихся представление о том, что «Золотое кольцо России» является национальным достоянием русского народа. - Создать условия для развития мыслительных операций, логики, речи; развития познавательной самостоятельности и творческих способностей. - Воспитывать учащихся в духе подлинного патриотизма: умения самостоятельно мыслить; умения творчески применять полученные знания на практике.
Оборудование: 1.Карта России, карта «Золотое кольцо России». 2.Слайды, фотографии с изображениями городов «Золотого кольца России». 3.Проектор, компьютер. 4.Толковый словарь, атлас. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока, актуализация темы. -Мы продолжаем изучать тему «Золотое кольцо России» и отправляемся в путешествие- побываем в малых и крупных древних русских городах. -Посмотрите. Что нас ждёт? (Загадку читает учитель) -Что за чудо- яркий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином… (Автобус)
Он поможет нам побывать в древних городах, которые расположены по маршруту «Золотого кольца». К любой экскурсии надо подготовиться. Программа нашего путешествия включает в себя посещение не только крупных, но и малых городов «Золотого кольца».Экскурсию проводят подготовленные экскурсоводы нашего класса и их помощники- знатоки русского языка, которые пояснят по ходу смысл непонятных слов.
Словарная работа Лавра Текстильные мануфактуры Бурлаки Иноки Дань Языческое изображение Летопись Летоисчисление
Почему «кольцо» и почему «золотое»? -В конце урока вы сами сможете ответить на этот вопрос. -В путешествие по «Золотому кольцу» мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту. -Покажите столицу нашей Родины. Мы с вами посмотрели фильм «Московский Кремль» Какие впечатления? Что запомнилось особенно? А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий) (Показать фото) А теперь посмотрим слайды и послушаем сообщения детей подготовивших презентацию. (Просмотр детской презентации) Дополнения - по выставке открыток по г.Ярославлю (Золотухина Оксана); Слепленные соборы из пластилина Анализ статьи из атласа «Страна, в которой я живу». (Зеленова Надя).
Закрепление знаний Мы с вами вернулись в Москву. Кольцо замкнулось. Много впечатлений остаётся от путешествий. А теперь давайте проверим, как вы запомнили материал о «Золотом кольце России». Разгадайте кроссворд.
Кроссворд
Итог урока. -Посмотрите на карту-схему и перечислите города «Золотого кольца» -Объясните название «Золотое кольцо». -Почему древние города строились на берегах рек и озёр? (Ученики читают вывод на стр.99) Всем спасибо за подготовку и участие. Домашнее задание. -Выполнить письменные задания в тетради на печатной основе с. 24-25. Вывод: Города названы «Золотым кольцом», потому что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом.
Использована литература: Детский журнал об искусстве «Эскиз» №8 2004г. Плешаков А.А. учебник для 3-го класса «Мир вокруг нас», Москва «Просвещение» 2006 г. Плешаков А.А. тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас. Проверь себя», Москва «Вита» 2006 г Г. В. Сёмин «Страна, в которой я живу», Москва «РОСМЭН» 2005 г. Электронное учебное пособие в начальной школе CD-ROM for Windows, ООО «ДОС» «Природа, человек, общество» www. doc. kaluga. ru. Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «ВАКО» 2006г. Интернет -ресурсы: vision. rambler.ru. «Ростов Великий», http:/www.zolotoe-koltso.ru/