ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЯТЫЙ КЛАСС! МБОУ «СОШ №4» 2010-2011 уч. год Педагог-психолог Кузьмина Ю.В.
Характеристика 5 класса
Эмоциональный, поведенческий компонент адаптации Анкета «Дорогой пятиклассник» 1.В нашей школе мне больше всего нравится (подчеркни, допиши): учиться, уроки, учителя, наш класс, столовая, спортзал, перемены, самоподготовка, коррекция, что еще, допиши ... 2.Я больше всего люблю уроки... 3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий? Каких предметов? Кто тебе помогает? 4. Мои учителя часто говорят, что я… 5. Мои родители говорят о школе (часто, редко, никогда) 6. Мои родители говорят о моей учебё в школе, что я… 7. Когда я думаю о 5-ом классе, то… 8. Я хочу пожелать себе в 5-ом классе…
1.В нашей школе мне больше всего нравится… (мотивация учения) 5 класс - адаптация 1 место: нравится спортзал, столовая, (это внешние мотивы учения: позитивные стимулы, комфортные условия) 2место: наш класс, мои друзья, учителя ( это социальные мотивы обучения: желание общаться, взаимодействовать, осмысливать взаимоотношения с друзьями, учителями, важно мнение сверстников, взрослых) 3 место: учиться, уроки, коррекция (познавательные мотивы: интерес к способам добывания знаний, к процессу учебной деятельности) 4 место: прогулка, перемены (игровые мотивы)
2.Я больше всего люблю уроки... 5 класс - адаптация Предпочтение отдано: Информатика - 2 выбора Природоведение – 2 выбора Физкультура - 6 выборов Труд -1 выбор Изо - 1 выбор Математика - 7 выборов Русский язык – 6 выборов Английский язык – 0 выборов История – 5 выборов Музыка -1 выбор Литература – 2 выбора
Кто тебе помогает? (адекватность оказываемой помощи учащемуся на период адаптации) 5 класс- адаптация Мама 7 выборов Папа 2 выбора Учитель 0 выборов Одноклассники 0 выборов
4. Мои учителя часто говорят, что я… (рефлексия преобладающего стиля оценочной деятельности педагогов, самооценка учащихся) 5 класс - адаптация - «невнимательный» - «способный , но ленивый» - «сбегаю с уроков» - «хорошо учусь» - «не отвлекаться» «должна стараться» «хороший ребёнок» «много улыбаюсь» «умница» «стараюсь» Критические высказывания – 60% Положительные, эмоционально поддерживающие – 40%
5. Мои родители говорят о школе (часто, редко, никогда) (рефлексия учащегося отношения родителей к школе) 5 класс - адаптация Часто – 84% Редко – 16% Никогда – 0
6. Мои родители говорят о моей учебё в школе, что я… (отношение родителей к школе, качество формирования самооценки) положительная отрицательная «молодец» Ты на уроках хорошо учишься, тебе дома легко «умница» «хорошо учусь» Ты у меня такая умница! Не понимаю, не слушаю Не очень хорошо слушаешь на уроках Ленивый Учусь не во всю силу (А) неуч Отрицательная критика – 40% Положительная поддержка – 50% Абвивалентная похвала – 10%
7. Когда я думаю о 5-ом классе, то… (эмоциональный компонент готовности к 5-ому классу, преобладающие эмоции) положительные отрицательные - Нравятся учителя - Мне нравится учиться - Я хочу скорее идти в школу Мне нравится, что мы учимся в разных кабинетах - мне очень нравится нравится учиться в 5 классе больше Очень нравится -Неудобно, что много учителей Положительные высказывания – 82% Отрицательные - 12%
8. Я хочу пожелать себе в 5-ом классе… (сформированность позитивного восприятия школьного «мира») 5 класс - адаптация Хорошо закончить школу Чтобы я лучше училась Четвёрок Пятёрок Найти общий язык с учителями Удачи и хорошего поведения Хорошей учёбы (ч человека)
Социометрия Пелевин Никита Высотин Андрей Земсков Дима Шихалеев Гриша Туманов Женя Отвержен-ный Эмоциональный лидер Инструментальный лидер
Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 5-го класса Низкий уровень – 14% Средний уровень – 72% Высокий уровень – 14% Низкий уровень – 7% Средний уровень – 93% Высокий уровень – 0% Память Низкий уровень – 14% Средний уровень – 72% Высокий уровень – 14% Средний уровень – 79% 5 класс Внимание Высокий уровень – 14% Низкий уровень – 7% Мыслительные операции Итоговый уровень
Рекомендации: Слабая группа: Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая, стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представление об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного усвоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных знаний. Находить в каждом ученике ту часть знаний и умений, за которую он может получить адресную оценку и поддержку. Формирование социального доверия.
2) Средняя группа: Нужно оказывать учащимся организующую и стимулирующую помощь (устную и письменную, дополнительно разъяснять). Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, уметь аргументировать свою позицию, учить обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
3) Сильная группа: Постоянно поощрять творческий, конструктивный подход к решению учебных задач. Развивать познавательную мотивацию. Развивать интеллектуальную, творческую сферу на основе проблемных ситуаций обучения.
Экспертная оценка социально-педагогической адаптации учащихся 5 класс Эффективность учебной деятельности (учебная активность и мотивация) Средняя с тенденцией к высокой степень адаптации Усвоение школьных норм поведения (поведение на уроке) Средняя с тенденцией к высокой степень адаптации Успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю) Средняя адаптация Эмоциональное благополучие Средняя адаптация
Вывод: Адаптационный период учащихся 5 класса не завершён и требует внимания педагогического коллектива. Учащиеся адекватно приняли правила и нормы обучения средней школы. Наблюдения показывают, что у большинства ребят развиты навыки успешного общения и адекватного отношения с окружающими Учащиеся способны к труду, обучению, организации досуга и отдыха. Большинство учащихся способны к самообслуживанию и самоорганизации, но на данный период времени им необходимо терпеливое отношение и поддержка в организации учебного процесса. 86% учащихся адаптировались на среднем уровне и есть учащиеся, которым нужна помощь социального педагога в адаптации в 5-ом классе в поведенческом плане Для поддержания положительных эмоций учащихся по отношению к новой школьной жизни и создания ситуации успешности учащихся в обучении необходимо оказывать учащимся 5 класса вербальную положительную педагогическую поддержку. Для снятия тревожности учащихся и профилактики эмоциональных непроизвольных неадекватных реакций рекомендуется в 5 классе организовывать на досуге командные подвижные игры, соревнования – это позволит не только снимать психологическое и физическое напряжение, но и будет способствовать сплочению коллективов классов.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!