День и час
Обозначая различные моменты в течение суток, люди древности удовлетворялись самыми общими определениями («утро», «полдень», «вечер»), не испытывая нужды в более точных временных характеристиках.
В античной Элладе день делился на четыре части: «рассвет», «время, когда площадь полна народу», «полдень», «конец дня».
В Риме в течение ночи четырежды сменялась городская стража, и сама ночь делилась на «стражи» (они именовались «начальная», «средняя», «петушиная», т.е. совпадающая с пением предрассветных петухов, и «утренняя»).
Народы Древнего Востока первыми стали подразделять сутки на чётко ограниченные временные отрезки.
В частности, в Вавилонии сутки разделили на 12 частей, каждая продолжительностью в два современных часа.
Египтяне впервые поделили на 12 равных промежутков ночь ( по 12 созвездиям – «деканам», которые последовательно появлялись на ночном небе в период равноденствия).
Затем на 12 отрезков был разделён день, так что составились сутки из 24 часов. Египетская система 24 часов была воспринята в Греции, а затем распространилась по Европе.
Установилось правило, согласно которому было принято делить на 12 частей ночь от заката до восхода Солнца и день от восхода до заката.
Поэтому продолжительность дневных и ночных часов менялась в течении года, причём те и другие имели одинаковую длительность только в период равноденствий. Время обыкновенно узнавали по солнечным часам, что способствовало закреплению данной традиции…
Средневековые литургисты считали необходимым выделять среди 12 часов дня и 12 часов ночи так называемые канонические часы, которые якобы восславил в своих псалмах библейский царь Давид.
Было установлено семь канонических дневных часов: «утренник» (т.е. рассвет), первый, третий, шестой, девятый, «вечер» (11 час), «исполнение» (т.е. закат – 12-й час).
По распоряжению римского папы Сабиниана, каконические часы отмечались колокольным звоном.
Христиане должны были вспоминать по прошествии каждого канонического часа о каких-либо событиях евангельского цикла, а день в целом символизировал страсти Христовы.
Рассвет обозначал Рождество, закат – оплакивание и погребение Христа.
Ночные канонические часы соответствовали римским четырём стражам, которые в средневековье ассоциировались со стражами библейского иерусалимского храма, хотя и сохранили прежние наименования.