Респонденты - 67 учащихся 5 классов Респонденты - 67 учащихся 5 классов
Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему. Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему. Привлечь интерес к слову ХЛЕБ, вместе с тем,привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
Предположим, изучив слово ХЛЕБ с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве, мы сможем создать «Энциклопедию одного слова», а именно, «Энциклопедию слова ХЛЕБ». Предположим, изучив слово ХЛЕБ с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве, мы сможем создать «Энциклопедию одного слова», а именно, «Энциклопедию слова ХЛЕБ».
Создание Создание «Энциклопедии слова ХЛЕБ»
1. Изучить лексическое значение слова ХЛЕБ, его этимологию с помощью различных словарей; 1. Изучить лексическое значение слова ХЛЕБ, его этимологию с помощью различных словарей; 2. провести опрос учащихся 5-х классов и выяснить, «почему хлеб хлебом называют?»; 3. исследовать «жизнь» слова ХЛЕБ в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве ; 4. создать «Энциклопедию слова ХЛЕБ»; 5. прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Слово ХЛЕБ Слово ХЛЕБ
Слово ХЛЕБ в различных источниках Слово ХЛЕБ в различных источниках
Анализ словарных статей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, опрос, наблюдение, ассоциация, обобщение… Анализ словарных статей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, опрос, наблюдение, ассоциация, обобщение…
состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова ХЛЕБ в устном народном творчестве, в литературе и искусстве. Полученный исследовательский продукт, «Энциклопедия слова Хлеб», может быть использована на уроках русского языка в 6 классе в качестве мультимедийной презентации, при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, посвящённых празднованию 90-летия Тюменского района, а также как пример для создания других исследовательских проектов. состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова ХЛЕБ в устном народном творчестве, в литературе и искусстве. Полученный исследовательский продукт, «Энциклопедия слова Хлеб», может быть использована на уроках русского языка в 6 классе в качестве мультимедийной презентации, при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, посвящённых празднованию 90-летия Тюменского района, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
ХЛЕБ. ХЛЕБ, -а, мн. хлебы, -ов и хлеба, -ов, муж. 1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще). ХЛЕБ. ХЛЕБ, -а, мн. хлебы, -ов и хлеба, -ов, муж. 1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще).
ХЛЕБ м. колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства; хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хлеба мн. Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хлеб не снят еще, не сжат. ХЛЕБ м. колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства; хлеб на ниве, в поле, хлеб на корню, хлеба мн. Озимые хлеба хорошо стоят, яровые плохи. Хлеб не снят еще, не сжат.
Хлеб м. 1. Продукт, выпекаемый из муки. Хлеб м. 1. Продукт, выпекаемый из муки. 2. Изделие из муки определённой формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3. Зерно хлебных злаков, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.
ХЛЕБ. Обычно толкуется как древнее заимствование из герм. яз. (hleib), но может быть и заимствованием из греческого языка, где первоначально хлебом называли, «klibanos» глиняную посуду для выпечки хлеба", только формовой хлеб. ХЛЕБ. Обычно толкуется как древнее заимствование из герм. яз. (hleib), но может быть и заимствованием из греческого языка, где первоначально хлебом называли, «klibanos» глиняную посуду для выпечки хлеба", только формовой хлеб.
Хлеб/, мн. хле б/ы (печёные) и хлеб/а (злаки)
ХЛЕБ, хлебать, нахлебник, хлебец, хлебница, хлебный, ХЛЕБ, хлебать, нахлебник, хлебец, хлебница, хлебный, хлебобулочный, хлебозавод, хлебозаготовка, хлебопашец, хлебопекарня, хлебопродукты, хлебопёк, хлеборезка, хлебороб, хлебосол хлебоуборочный
Отбивать хлеб – соперничать, Отбивать хлеб – соперничать, добывать хлеб – зарабатывать, водить хлеб-соль – дружить, из семи печей хлеб есть – быть опытным, есть чужой хлеб – жить за чужой счёт. Ржаной хлеб — ржаник, черняшка, черный хлеб. Пшеничный хлеб — белый хлеб, беляшка, белая булка.
Хлеб насущный — из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 11) приведена молитва «Отче наш», где есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Русский перевод этого стиха: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Хлеб насущный — из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 11) приведена молитва «Отче наш», где есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Русский перевод этого стиха: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».
"Хлеб да соль"! — Просим! "Хлеб да соль"! — Просим! (хлеба кушать.) Пожеланье вошедшего во время обеда — с одной стороны, и приглашение участвовать — с другой.
«Заработать на хлеб» - означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Заработать на хлеб» - означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Хлебное место» - доходная работа. «Свой кусок хлеба» - самому зарабатывать себе на жизнь. «Дать хлеб» - обеспечить кому-либо доход. «Отнять хлеб» - лишить места или промысла, способов дохода. О чьем-нибудь сильном увлечении говорят - «Его хлебом не корми…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят - «Она хлеба не просит…»
И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин. У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету. Всяк на себя хлеб добывает. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб хлебу брат. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлебушко – калач дедушка. Хлеба нет – корочка в честь. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Из фольклора И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин. У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету. Всяк на себя хлеб добывает. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб хлебу брат. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлебушко – калач дедушка. Хлеба нет – корочка в честь. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Из фольклора
*** Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. *** Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. *** Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. *** Всем нужен, а не всякий сделает (ХЛЕБ) ?
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль ,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?"
Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай ,Женя, пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи. Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай ,Женя, пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. *** Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге. *** Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. *** Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
"Сватовщики" выставляли на стол вино и специально выпеченный хлеб, который невеста в знак согласия выйти замуж должна была разрезать на кусочки. "Сватовщики" выставляли на стол вино и специально выпеченный хлеб, который невеста в знак согласия выйти замуж должна была разрезать на кусочки. Родители благословляли жениха иконой, хлебом-солью, и он в сопровождении поезжан садился в одну из подвод свадебного поезда, чтобы отправиться за невестой Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: "Вот тебе, сынок Петр Иванович, наша дочь. Передавал хлеб матери, которая также благословляла молодых. Родители молодого встречали новобрачных в ограде с иконой и хлебом-солью, благословляли их.
К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". С.А. Есенин "Песнь о хлебе". В.Тендряков "Хлеб для собаки". М. Алексеев "Хлеб". М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб"
"…Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил: "…Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил: Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги? ..."
"…И, из мелева заквашивая тесто, "…И, из мелева заквашивая тесто, Выпекают груды вкусных яств... Вот тогда-то входит яд белесый В жбан желудка яйца злобы класть…"
"…Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре..." "…Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре..."
"…Но Капле, видимо, до конца его дней суждено будет оставаться Каплей, потому что прозвище оказалась так же прилипчиво, как мед пчелы, во имя которой старик натерпелся разных напастей. "…Но Капле, видимо, до конца его дней суждено будет оставаться Каплей, потому что прозвище оказалась так же прилипчиво, как мед пчелы, во имя которой старик натерпелся разных напастей. Пойду-ка я, мать, в сторожа к хлебу, - сообщил он о тайных своих намерениях старухе в первый же день их примирения. - Хлеб - дело серьёзное…"
"…-А хлеб лисичкин. Отведай. "…-А хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть…."
1.Мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей. 1.Мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей. 2.Познакомились с этимологией слова ХЛЕБ, его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова хлеб в фольклоре, литературе и в живописи. 3.Поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.