Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Октябрьское» Томского района ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДОУ «Слагаемые здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности»» Разработала: старший воспитатель: Петрова А.Н. 2016 г
Вид проекта: - информационно- познавательный, творческий - коллективный - долгосрочный- 2016 – 2018 год Участники проекта: Воспитанники, родители, педагоги МБДОУ «Детский сад с.Октябрьское» Томского района База проектной деятельности: МБДОУ «Детский сад с.Октябрьское» Томского района Томская область, Томский район, с.Октябрьское, ул.Заводская, д.13. Телефон: (3822)925-369
Обеспечение проекта: Техническое: ноутбук, компьютер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, магнитофон, музыкальный центр, интерактивная доска. Кадровое: взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения: педагогов, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда, музыкального руководителя, медсестры. Информационное: методическая и художественная литература по данной теме, картотеки по ЗОЖ и ОБЖ в группах, картинно- иллюстративный материал, мультимедийные презентации по темам: «Безопасность в быту», «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», « Игры по пожарной безопасности»,видеозапись мультипликационных фильмов «Спасик и его друзья» по ОБЖ и др.
Методическое обеспечение: Основная образовательная программа МБДОУ, созданная на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г Программа Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» с системой развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста; Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности» (конспекты занятий, бесед по разделам программы ДОУ, созданной на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы) 3. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» 4. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» 5.Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения
Актуальность Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.
Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Задачи проекта Задачи в работе с педагогами: создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через вариативные формы обучения; повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в быту, на улице, в природе, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; систематизировать и обобщить работу методической службы МБДОУ по формированию ОБЖ ЗОЖ у дошкольников через вариативные формы обучения; повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью , теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
З Задачи в работе с детьми: формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»; формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; продолжать прививать санитарно - гигиенические навыки, потребность быть здоровым; способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Задачи в работе с родителями: знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей дошкольного возраста ОБЖ и ЗОЖ; повышать уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста ОБЖ и ЗОЖ ; воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Ожидаемые результаты Педагоги: повышение знаний в области формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников и создание в группах условий для обучения дошкольников основ безопасности (пополнение развивающей предметно- пространственной среды) освоение метода проектирования для организации насыщенной детской деятельности; Сформированное умение сотрудничать с родителями. Дети: повышение уровня мотивации к ЗОЖ, соблюдению правил безопасности на практике, умение разбираться в опасной ситуации и правильно реагировать на неё, быть предусмотрительным, видеть возможные последствия тех или иных действий; полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. Родители: повышение образовательного уровня родителей по данной теме, осознание важности проблемы безопасности детей, сотрудничество с детьми и педагогами.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Первый этап- Подготовительный Первичный мониторинг Изучение научно — методической литературы Составление перспективного плана работы по ОБЖ и ЗОЖ с детьми , педагогами и родителями Подготовка предметно — развивающей среды в группе Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий Анкетирование родителей
Второй этап - практический Цель: Активное участие педагогов, детей и родителей в мероприятиях проекта. ОБЖ и ЗОЖ з Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие
Работа с педагогами Семинары – практикумы, педсоветы Консультации беседы Мастер - классы Взаимопосещение совместных организованных видов деятельности
Взаимодействие с семьёй Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей и здорового образа жизни, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Консультации беседы, круглые столы, форумы Буклеты, папки- передвижки Наглядная информация по неделе здоровья, ОБЖ Участие в конкурсах детских рисунков, поделок «Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечение к экскурсиям, к участию в развлечениях
Результативность проекта Благодаря планомерной и целенаправленной работе, были достигнуты следующие результаты: начиная со II младшей группы по настоящее время в группе снижена заболеваемость на 11% и двое детей изменили группу здоровья со II на I и один ребенок с III на II, в группе снижено количество «проблемных детей». Повысился уровень развития детей по освоению детьми знаний о здоровом образе жизни и основ безопасности жизнедеятельности
Заключительный этап Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи и детского сада. Презентация проекта «Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у дошкольников» Систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Анализ педагогами проведения работы по формированию ОБЖ и ЗОЖ: презентации проектов, подведение итогов по инновационному проекту. Публикации педагогов работы с детьми по данному направлению, трансляция опыта работы на методических объединениях района и области.
Ожидаемые результаты у детей: Сформированы навыки безопасного поведения на улице, на дороге, в природе и в быту; Выработан алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях; Сформированы простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. Снизился уровень заболеваемости среди детей у педагогов: Повысился интерес к данной теме; Появилась мотивация к проведению и использованию теоретических и практических наработок по данной теме; Сформировалось умение сотрудничать с родителями. у родителей: Установились доверительные отношения с педагогами; Расширился опыт знаниями по формированию у дошкольников основ безопасности, по привлечению детей к здоровому образу жизни.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА создание книжки-малышки «Азбука безопасности», «Азбука здоровья». выставки детских рисунков, фотоальбом по теме, макет «Наша улица», картотека конспектов занятий и тематических дней, развлечений, сборник «Копилка загадок», копилка мультимедийных презентаций, интерактивных игр по ОБЖ и ЗОЖ.