Ильин Евгений Петрович ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ АППАРАТА НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА кандидат юридических наук «ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ. РОЛЬ И МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕР» 900igr.net
Развитие нормативной базы в сфере противодействия терроризму Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (утратил силу) Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»
Схема координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет Федеральный оперативный штаб Аппарат Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба Антитеррористические комиссии Субъектов Российской Федерации Аппараты формируются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации Оперативные штабы субъектов Российской Федерации Аппараты Формируются в территориальных органах безопасности Президент Российской Федерации
Основные черты ОГСПТ: 1. Комплексное, системное решение вопросов по всем трем направлениям: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 2. Создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило четко разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом и исключить перекладывание ответственности с одной вертикали (АТК) на другую (ОШ); 3. Наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета и руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации; 4. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) заинтересованных министерств и ведомств (аналогов в мировой практике нет); 5. Четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти; 6. Внедрение принципа единоначалия и возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений – на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности). Ранее многие руководители на местах не считали возможным принять управленческие решения без предварительного одобрения федерального руководства, что, как правило, требовало значительного времени и вело к серьезным упущениям инициативы на этапе первоначальных действий ОШ; 7. Создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. обеспечить постоянство контроля; 8. Создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу; 9. Принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, являющихся руководителями ОШ, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) терроризму; 10. Упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических мероприятий, а также процедуру обучения задействованного личного состава на заблаговременную основу (по принципу «тяжело в учении – легко в бою»); 11. Единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЕБД), пользователями которого призваны стать 19 министерств и ведомств; 12. Наделение одной структуры (НАК, ФОШ) функциями координации информационно-аналитического обеспечения, выработки решений и реализации мер по всем направлениям противодействия терроризму (в области профилактики терроризма, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий терактов)
Обеспечение национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности осуществляется при постоянном совершенствовании правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма… Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации «Практическая значимость Концепции заключается в том, что наряду с целью и задачами в ней раскрываются также направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации»
повышенный высокий критический устанавливается при получении требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта устанавливается при подтверждении информации о реальной возможности совершения террористического акта устанавливается при поступлении информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ (Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 года № 851)
Террористические проявления и террористические акты в Российской Федерации
Возраст 4-х из пяти бандитов не превышает 30 лет
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ: информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму пропагандистское обеспечение контрпропагандистское идеологическое организационное образовательное направление
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, повышение уровня антитеррористической безопасности в сфере энергетики, транспорта, в местах массового пребывания людей …; формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на данном направлении; формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма Задачи:
Взаимодействие антитеррористических комиссий и оперативных штабов
Первый уровень - предусматривает совместную с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работу по противодействию террористическим угрозам на предприятиях, включенных в федеральный перечень критически важных объектов. Второй уровень - проводится комплекс мер по обеспечению безопасности функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в окружной перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите. Третий уровень - организуется работа в муниципальном звене по устранению угроз терроризма и иных чрезвычайных ситуаций на опасных производствах, социально - значимых объектах, в местах массового пребывания населения. Трехуровневая система обеспечения безопасности населения, стратегически важных, социально-значимых и иных объектов террористической устремленности
Алгоритм действий главы муниципального образования - председателя АТК в условиях резкого обострения оперативной обстановки на территории муниципального образования, связанного с возникновением теругроз Получить подтверждение информации в территориальных подразделениях ФСБ, ОВД, МЧС и из иных достоверных источников. При подтверждении сведений незамедлительно лично проинформировать руководителя в субъекте Российской Федерации: а) об источнике информации, времени, месте возникшей террористической угрозы, степени опасности для населения и объектов жизнеобеспечения, возможных (наступивших) негативных последствиях; б) об имеющихся данных о террористах, их численности, наличии огнестрельного оружия, иных средств террора, выдвигаемых требованиях, возможных единомышленниках и пособниках; в) об информированности правоохранительных органов о случившемся и принимаемых ими мерах (на момент доклада); г) о приблизительной численности граждан, находящихся в опасной зоне; д) о принимаемых превентивных мерах по локализации и минимизации возникших угроз жизни и здоровью людей. Обеспечить взаимодействие с оперативной группой в муниципальном образовании (УФСБ, УВД). Отдать распоряжения об обеспечении готовности предприятий транспорта, связи, здравоохранения, противопожарной охраны, подразделений МЧС к действиям по защите населения, локализации и минимизации последствий теракта. Организовать эвакуацию населения из опасной зоны. При необходимости организовать остановку технологически опасных производств, находящихся в непосредственной близости от объекта преступных посягательств. По прибытии Оперативного штаба обеспечить необходимые условия для его работы, а также выполнение решений его руководства. Информирование населения о складывающейся обстановке и принимаемых органами власти мерах поводить через СМИ по согласованию с Оперативным штабом.
Действия АТК в МО до начала контртеррористической операции: дать поручение об обеспечении взаимодействия с оперативной группой в районе (городе), со всеми силовыми структурами (правоохранительными органами) в целях получения и обработки информации, анализа оперативной обстановки и выработки адекватных мер по сложившейся ситуации, а также минимизации и ликвидации последствий ее проявлений дать указания о сборе руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, руководителей постоянно действующих рабочих групп АТК (ПДРГ АТК), оповещении о случившемся руководителей хозяйствующих субъектов; установлении круглосуточного дежурства руководящего состава; усилении охраны объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, других объектов возможных террористических посягательств на территории муниципального образования поставить задачи соответствующим службам (здравоохранение, ЖКХ, ГОиЧС, образование, потребительский рынок) о принятии практических мер по профилактике, минимизации (локализации) и ликвидации возможных последствий чрезвычайных обстоятельств и решении задач, поставленных АТК, ОШ в округе. дать указания по принятию организационно-практических мер в интересах размещения ОШ, оперативной группы администрации округа и обеспечения их функционирования в районе проведения КТО по согласованию с руководством оперативной группы в муниципальном образовании дать указания о задействовании СМИ для проведения разъяснительной работы с населением о ситуации, складывающейся в районе совершения теракта, прилегающих территориях и в целом в муниципальном образовании дать поручение об информировании о случившемся и принимаемых мерах руководителей объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите, расположенных на территории района, а также администраций соседних муниципальных образований
Совместное письмо Председателя НАК – Директора ФСБ России и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации (№ 11/П/1-147 от 16.05.08 г. № 10-7-2/2037 от 28.05.08 г.) усиление антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения, находящихся в собственности или в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования); организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на вскрытие сущности и разъяснения общественной опасности терроризма, оказание позитивного воздействия на граждан с целью формирования у них неприятия идеологии терроризма, обучение населения формам и методам предупреждения террористических угроз, порядку действий при их возникновении; проведение антитеррористических учений, направленных на отработку взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мер по противодействию терроризму, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений Основные направления профилактики, в рамках которых целесообразно осуществлять финансирование антитеррористических мероприятий