Раздел «Основы комплексной безопасности» Тема «Опасные ситуации техногенного характера» А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы/под ред. А.Т.Смирнова/. – М., «Просвещение», 2010 900igr.net
Урок: «Пожарная безопасность» /5 класс/
Цель: дать определения пожарной безопасности, пожара; ознакомить с причинами возникновения пожаров и поражающими факторами огня; учить выполнять основные правила пожарной безопасности. Оборудование: мультимедийный проигрыватель, презентация учителя. Методы обучения: частично-поисковый, коммуникативное взаимодействие.
l. Организационный момент – 2 мин. l l. Проверка знаний – 7 мин.
Тест 1. Какое место в автомобиле считается наиболее опасным? А) переднее сидение рядом с водителем; Б) заднее сидение за водителем; В) заднее сидение справа от водителя. 2. До какого возраста Правила дорожного движения запрещают детям находиться во время движения легкового автомобиля на переднем сидении? А) до 16 лет; Б) до 14 лет; В) до 12 лет.
3. С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу и дорогу? А) с 16 лет; Б) с 14 лет; В) с 12 лет. 4. Отметьте наиболее опасную зону в метрополитене, где чаще всего травмируются люди: А) турникеты; Б) эскалатор; В) платформа.
5. Для чего на протяжении всей платформы на станции метрополитена между рельсами сделано большое углубление – лоток? А) для сбора воды; Б) экстренного спасения человека, оказавшегося на рельсах; В) красоты. 6. Стоя на платформе станции метро, вы уронили на пути какую-то вещь. Ваши действия? А) быстро спрыгну за вещью на пути; Б) попрошу достать вещь более старших пассажиров; В) обращусь за помощью к дежурному по станции.
7. В поезде, находящемся в тоннеле метро, неожиданно погас свет, поезд остановился. Выберите правильный ответ: А) следует попытаться выйти из поезда, открыв двери или разбив стекло; Б) надо остаться на месте и ждать указаний машиниста; В) следует криком звать на помощь.
Ответы 1-А 2-Б 3-Б 4-Б 5-Б 6-В 7-Б Оценка работ: Ошибок нет – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки – «3»
l l l . Сообщение темы урока – 2 мин. - Отгадайте загадку: Шипит и злится, Воды боится. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает.
Наш урок мы посвятим пожарной безопасности Учитель записывает тему на доске, учащиеся – в тетрадях.
Из начальной школы вы знаете, что огонь бывает добрый и злой, полезный и опасный.
Огонь – друг Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствующие в отдельных участков земного шара. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Огонь – символ С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.
Огонь – враг оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
lV. Работа по теме урока – 24 мин. - Попробуйте дать определение пожару (см. пар. 2.5 учебника) (После обсуждения записывают определение)
ПОЖАР — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Пожарная безопасность — это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожары возникают в домах, на предприятиях, на транспорте, в полях, в лесах, на болотах, на морском и воздушном транспортах. Но, где бы он ни возник, виноват, как правило, человек. - Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров. (Учащиеся предлагают всевозможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются в тетрадь. С этой целью дети читают по цепочке учебник- пар.2.5, стр. )
Причины пожаров в быту Неосторожное обращение с огнем: Бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах, Разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках, Подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии, Небрежное хранение горючих жидкостей, Применение для освещения открытого огня.
2. Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования: Перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку; Повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов, Оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев, Расположение доп. электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.), Нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей.
3. Неправильная эксплуатация печного отопления: Неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону; Своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи; Установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности; Оставление топящейся печи без присмотра; Применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
4. Шалости детей: Игра со спичками; Разведение костров в подвалах и на чердаках; Поджог тополиного пуха в летнее время; Нарушение правил обращения с пиротехникой. 5. Поджоги
- Рассмотрим поражающие факторы огня и их влияние на организм человека (чтение по цепочке пар.2.5 стр. Факторы огня Воздействие на организм человека Открытыйогонь Непосредственное касание пламени вызывает значительные ожоги Высокая температура среды Горячий дым при вдыхании вызывает ожог незащищенных дыхательных путей Токсичностьпродуктов горения Вдыхание токсичных газов приводит к отравлению организма и летальному исходу Выделение дыма Снижает видимость, раздражает слизистуюоболочку глаз. Плотный дым затрудняет эвакуацию людей или делает ее невозможной. Понижение концентрации кислорода При снижении концентрации кислорода на 3% замедляется двигательная функция организма
Кроме того, нужно помнить, что в результате сильного пожара может произойти обрушение здания, наступить паника и растерянность людей
V. Самостоятельная работа в парах – 5 мин. Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать установленные для всех правила противопожарной безопасности. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. Я вам предлагаю за 5 мин., работая в паре, составить правила противопожарной безопасности. Если вы затрудняетесь, обратитесь к причинам возникновения пожаров, которые мы записали. Проверка и коллективное обсуждение записей (оценки ставятся 5-6 ученикам)
Правила противопожарной безопасности 1. Не играйте со спичками. 2. Не устраивайте игр с огнем. 3. Соблюдайте правила эксплуатации электробытовых и электронагревательных приборов. 4. Не оставляйте без присмотра работающую газовую плиту и электронагревательные приборы. 5. Не используйте неисправные и самодельные электроприборы. 6. Соблюдайте меры безопасности при обращении с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями и другой пиротехникой. 7. Не украшайте новогоднюю ёлку игрушками из горючих материалов.
Vl. Выполнение задания «Объясни пословицу» Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает. Пожар снежком не погасишь. Затопила печку, а сама на крылечко. (ученики получают три оценки)
Vll. Итог урока – 4 мин. Подводит ученик: Говорит о том, Что такое пожар и ПБ. Называет: Причины возникновения пожаров. Поражающие факторы огня. Какие правила ПБ необходимо соблюдать?
Vlll. Рефлексия урока- 1 мин. На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. - Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую; если не уверены – красную.
lX. Домашнее задание – 2 мин. 1) Учебник: пар. 2.5, стр. 2) Выучить материал по тетради. 3) Найдите и выпишите в тетрадь народную мудрость на тему «Пожар» (пример: искру туши до пожара, беду отводи до удара), 4) Дополнительное задание – сообщение на тему «История пожарного дела» (либо презентация).
СПАСИБО за внимание!